Оборонные компании КНР впервые за несколько десятков лет вошли в ТОП-100 крупнейших экспортеров вооружений, обогнав российские компании. Новичков из КНР оказалось сразу 8, причем 3 из них сразу попали в топ-10. Россия в рейтинге оказалась представлена лишь двумя предприятиями, и ни одно из них не вошло в первую десятку. Андрей Васильев разбирался, кто может остаться без заказов из-за активности китайских коллег.
Если посмотреть на первую десятку нового рейтинга оборонных компаний, то можно заметить, что даже американские компании, традиционное зарабатывающие на огромных военных заказах, оказались в компании китайских производителей оружия. К примеру, на пятое место неожиданно ворвалась Китайская Авиастроительная Корпорация — аналог российской ОАК. Китайцы сместили с пятого места не кого-нибудь, а одного из "китов" американского рынка — техногиганта General Dynamics, традиционно входившего в верхнюю пятерку.
Но на этом китайцы не остановились. В ТОП-10 оборонных компаний с миллиардными доходами вошли сразу три китайских корпорации. NORINCO — крупнейший и наиболее технологичный производитель бронетехники в Азии, AVIC — та сама авиастроительная корпорация, и CASIC — аэрокосмический гигант, аналог российских "Роскосмоса" и "Алмаз-Антея" в одном лице.
Всего в рейтинг вошли восемь китайских корпораций, в то время как российских гигантов оборонной промышленности всего два: это флагман российской оборонной промышленности "Алмаз-Антей" и производитель крылатых ракет корпорация "Тактическое Ракетное Вооружение" (КТРВ).
При этом, если верить новому рейтингу, доходы российских компаний немного выросли по сравнению с 2017 годом. Однако из-за включения в рейтинг китайцев "Алмаз-Антей", даже несмотря на заключение контрактов по С-400, откатился на 15-е место по сравнению с 8-й строчкой в прошлом году. У КТРВ ситуация примерно такая же — в 2018 году компания находилась на 25-м месте общего рейтинга оборонных компаний, в этом — уже на 32-м.
Здесь важно понимать, что огромных прибылей американским и китайским компаниям удалось добиться не за счет экспортных контрактов. Главный источник прибыли для тех, кто оказался на верхних строчках рейтинга, — это внутренние контракты для отечественных вооруженных сил. И Китай, и США здесь работают почти одинаково. Первые стремительно ликвидируют технологическое отставание в последние 25 лет, вторые пытаются сохранить за собой преимущество во всех стихиях — на воде, в воздухе, в космосе и под водой. О широкой экспансии на международные рынки вооружений пока речи не идет, поскольку есть более важные вопросы.
Однако США по части экспорта вооружений постепенно начинают сдавать свои позиции, и рост прибыли у ведущих компаний вроде Lockheed Martin и Boeing здесь не должен никого смущать. Увеличение расходов на оборону не то же самое, что успешные продажи на международных рынках. К примеру, проигрыш США с контрактом на поставку ЗРК Patriot в Турцию — один из самых наглядных примеров того, что американский агрессивный маркетинг (лучше бери, иначе будут проблемы) перестал работать.
А вот у китайцев все работает исключительно так, как и должно работать в нормальной конкурентной среде. Сначала себе, потом робкие попытки продать на экспорт, затем широчайшая экспансия на внешние рынки. Первые два этапа уже осилили: истребители, фрегаты, эсминцы, подводные лодки, танки и даже автоматы с пистолетами — все это Китай давно производит не по советским лекалам и стандартам, а по своим собственным, ну или, на худой конец, спрашивает у заказчика как лучше. В конце концов, пока клиент платит, он прав.
Главная проблема для российских компаний состоит в том, что китайцы поступают с вооружением точно так же, как и с автомобилям. Еще 10 лет назад китайские автомобили никто не принимал всерьез. Над их угловатым, непонятным, в основном заимствованным дизайном смеялись. Сейчас многим дилерам уже не до смеха — китайцы активно "отъедают" свой кусок пирога. С танками, самолетами, кораблями и другим оружием поменьше, но не подешевле, примерно та же история. Китайские танки VT-4 и VT-5, если верить источникам в NORINCO, в ближайшие три года получат несколько пакетов улучшений и составят конкуренцию главному бестселлеру российской оборонки — танку Т-90.
И тут важно понимать, что российским оборонным компаниям нужно в срочном порядке переориентироваться на все рынки, на какие только возможно. Плохих продаж и небольших объемов, когда дело доходит до такого состояния, просто не существует.
К слову, российская армия по-прежнему получает крупные партии танков Т-72Б3, которые есть куда улучшать. Эти машины могут вполне прийтись по вкусу многим зарубежным клиентам. В первую очередь, речь идет о новых для "Рособоронэкспорта" направлениях — Африке и странах Азии, которые все чаще сталкиваются с локальными конфликтами прежде всего террористического характера.
Одного из крупных клиентов китайцы могут отбить уже в ближайшее время. Речь, как нетрудно догадаться, идет об Индонезии — островном государстве, где антитеррористические боевые действия требуют большого количества легкой и одновременно с этим хорошо бронированной техники. Правда, быстро добиться успеха Китай не сможет, потому что этот рынок пока занимает Россия.
К примеру, на форуме "Армия-2019" стало известно, что Индонезийский корпус морской пехоты до 2020 года получит более 40 российских боевых машин. Общая сумма контракта — $175 млн. Индонезийским морпехам отгрузят 22 БМП-3Ф и 21 бронетранспортер БТ-3Ф.
Однако Индонезия активно интересуется и китайскими плавающими танками VN-18, которые по своей огневой мощи, скорости и бронированию превосходят российские бронемашины. К тому же китайский танк-амфибия еще в 2018 году поставил несколько рекордов скорости на воде, а для Корпуса морской пехоты Индонезии скорость движения — один из ключевых факторов. Кроме того, в 2020 году появится следующий малозаметный китайский истребитель J-31, который в отличие от первой стелс-машины J-20, планируют отгружать на экспорт. И снова одним из первых покупателей может стать Индонезия, которая не ведет активных боевых действий в данный момент и нуждается лишь в машинах, способных обеспечить охрану воздушного пространства.
В феврале 2018 года Индонезия купила в России 11 истребителей Су-35. Стоимость контракта составила $1,1 млрд. Нетрудно посчитать, что один истребитель + вспомогательное оборудование обошлись островному государству почти в $100 млн. Китайцы, если верить прогнозам, планируют продавать свои истребители на экспорт по $68-70 млн за единицу. И за счет этого у них есть реальный шанс выдавить Россию с рынка истребительной авиации, хоть и не сразу.
Кроме того, явный провал на рынке боевых вертолетов, который наблюдается в последние несколько лет, не позволяет российским компаниям конкурировать не только с китайскими, но и с другими производителями техники для армейской авиации.
Китай может предложить своим ближайшим соседям и другой, абсолютно дешевый и надежный продукт — космические пуски. В этом смысле через 5 лет КНР приблизится к качеству российских ракет-носителей, а еще через 10 начнет доминировать и демпинговать на рынке пусковых услуг.