Мнение

Китай наступает. Российская "оборонка" может остаться без военных заказов

6k
Китай наступает. Российская "оборонка" может остаться без военных заказов
Андрей Васильев

Оборонные компании КНР впервые за несколько десятков лет вошли в ТОП-100 крупнейших экспортеров вооружений, обогнав российские компании. Новичков из КНР оказалось сразу 8, причем 3 из них сразу попали в топ-10. Россия в рейтинге оказалась представлена лишь двумя предприятиями, и ни одно из них не вошло в первую десятку. Андрей Васильев разбирался, кто может остаться без заказов из-за активности китайских коллег.

Если посмотреть на первую десятку нового рейтинга оборонных компаний, то можно заметить, что даже американские компании, традиционное зарабатывающие на огромных военных заказах, оказались в компании китайских производителей оружия. К примеру, на пятое место неожиданно ворвалась Китайская Авиастроительная Корпорация — аналог российской ОАК. Китайцы сместили с пятого места не кого-нибудь, а одного из "китов" американского рынка — техногиганта General Dynamics, традиционно входившего в верхнюю пятерку.

Но на этом китайцы не остановились. В ТОП-10 оборонных компаний с миллиардными доходами вошли сразу три китайских корпорации. NORINCO — крупнейший и наиболее технологичный производитель бронетехники в Азии, AVIC — та сама авиастроительная корпорация, и CASIC — аэрокосмический гигант, аналог российских "Роскосмоса" и "Алмаз-Антея" в одном лице.

Всего в рейтинг вошли восемь китайских корпораций, в то время как российских гигантов оборонной промышленности всего два: это флагман российской оборонной промышленности "Алмаз-Антей" и производитель крылатых ракет корпорация "Тактическое Ракетное Вооружение" (КТРВ).

При этом, если верить новому рейтингу, доходы российских компаний немного выросли по сравнению с 2017 годом. Однако из-за включения в рейтинг китайцев "Алмаз-Антей", даже несмотря на заключение контрактов по С-400, откатился на 15-е место по сравнению с 8-й строчкой в прошлом году. У КТРВ ситуация примерно такая же — в 2018 году компания находилась на 25-м месте общего рейтинга оборонных компаний, в этом — уже на 32-м.

Здесь важно понимать, что огромных прибылей американским и китайским компаниям удалось добиться не за счет экспортных контрактов. Главный источник прибыли для тех, кто оказался на верхних строчках рейтинга, — это внутренние контракты для отечественных вооруженных сил. И Китай, и США здесь работают почти одинаково. Первые стремительно ликвидируют технологическое отставание в последние 25 лет, вторые пытаются сохранить за собой преимущество во всех стихиях — на воде, в воздухе, в космосе и под водой. О широкой экспансии на международные рынки вооружений пока речи не идет, поскольку есть более важные вопросы.

Однако США по части экспорта вооружений постепенно начинают сдавать свои позиции, и рост прибыли у ведущих компаний вроде Lockheed Martin и Boeing здесь не должен никого смущать. Увеличение расходов на оборону не то же самое, что успешные продажи на международных рынках. К примеру, проигрыш США с контрактом на поставку ЗРК Patriot в Турцию — один из самых наглядных примеров того, что американский агрессивный маркетинг (лучше бери, иначе будут проблемы) перестал работать.

А вот у китайцев все работает исключительно так, как и должно работать в нормальной конкурентной среде. Сначала себе, потом робкие попытки продать на экспорт, затем широчайшая экспансия на внешние рынки. Первые два этапа уже осилили: истребители, фрегаты, эсминцы, подводные лодки, танки и даже автоматы с пистолетами — все это Китай давно производит не по советским лекалам и стандартам, а по своим собственным, ну или, на худой конец, спрашивает у заказчика как лучше. В конце концов, пока клиент платит, он прав.

Главная проблема для российских компаний состоит в том, что китайцы поступают с вооружением точно так же, как и с автомобилям. Еще 10 лет назад китайские автомобили никто не принимал всерьез. Над их угловатым, непонятным, в основном заимствованным дизайном смеялись. Сейчас многим дилерам уже не до смеха — китайцы активно "отъедают" свой кусок пирога. С танками, самолетами, кораблями и другим оружием поменьше, но не подешевле, примерно та же история. Китайские танки VT-4 и VT-5, если верить источникам в NORINCO, в ближайшие три года получат несколько пакетов улучшений и составят конкуренцию главному бестселлеру российской оборонки — танку Т-90.

И тут важно понимать, что российским оборонным компаниям нужно в срочном порядке переориентироваться на все рынки, на какие только возможно. Плохих продаж и небольших объемов, когда дело доходит до такого состояния, просто не существует.

К слову, российская армия по-прежнему получает крупные партии танков Т-72Б3, которые есть куда улучшать. Эти машины могут вполне прийтись по вкусу многим зарубежным клиентам. В первую очередь, речь идет о новых для "Рособоронэкспорта" направлениях — Африке и странах Азии, которые все чаще сталкиваются с локальными конфликтами прежде всего террористического характера.

Одного из крупных клиентов китайцы могут отбить уже в ближайшее время. Речь, как нетрудно догадаться, идет об Индонезии — островном государстве, где антитеррористические боевые действия требуют большого количества легкой и одновременно с этим хорошо бронированной техники. Правда, быстро добиться успеха Китай не сможет, потому что этот рынок пока занимает Россия.

К примеру, на форуме "Армия-2019" стало известно, что Индонезийский корпус морской пехоты до 2020 года получит более 40 российских боевых машин. Общая сумма контракта — $175 млн. Индонезийским морпехам отгрузят 22 БМП-3Ф и 21 бронетранспортер БТ-3Ф.

Однако Индонезия активно интересуется и китайскими плавающими танками VN-18, которые по своей огневой мощи, скорости и бронированию превосходят российские бронемашины. К тому же китайский танк-амфибия еще в 2018 году поставил несколько рекордов скорости на воде, а для Корпуса морской пехоты Индонезии скорость движения — один из ключевых факторов. Кроме того, в 2020 году появится следующий малозаметный китайский истребитель J-31, который в отличие от первой стелс-машины J-20, планируют отгружать на экспорт. И снова одним из первых покупателей может стать Индонезия, которая не ведет активных боевых действий в данный момент и нуждается лишь в машинах, способных обеспечить охрану воздушного пространства.

В феврале 2018 года Индонезия купила в России 11 истребителей Су-35. Стоимость контракта составила $1,1 млрд. Нетрудно посчитать, что один истребитель + вспомогательное оборудование обошлись островному государству почти в $100 млн. Китайцы, если верить прогнозам, планируют продавать свои истребители на экспорт по $68-70 млн за единицу. И за счет этого у них есть реальный шанс выдавить Россию с рынка истребительной авиации, хоть и не сразу.

Кроме того, явный провал на рынке боевых вертолетов, который наблюдается в последние несколько лет, не позволяет российским компаниям конкурировать не только с китайскими, но и с другими производителями техники для армейской авиации.

Китай может предложить своим ближайшим соседям и другой, абсолютно дешевый и надежный продукт — космические пуски. В этом смысле через 5 лет КНР приблизится к качеству российских ракет-носителей, а еще через 10 начнет доминировать и демпинговать на рынке пусковых услуг.