Статьи

Единое окно вещания: новый законопроект сделает телевидение в интернете легальным

Единое окно вещания: новый законопроект сделает телевидение в интернете легальным

На фоне реализации национального проекта “Цифровая экономика” в России грядут значительные перемены. В 2021 году в Рунете появятся официальные поставщики телепрограмм и фильмов: Госдума готовится рассмотреть во втором чтении законопроект, который позволит создать в интернете площадку, транслирующую контент основных федеральных каналов. 

По мнению авторов инициативы, схема позволит телеканалам вернуть значительную часть перешедшей в интернет аудитории, а пользователи будут получать качественный контент, без пиратской рекламы, спама и технических сбоев. При этом нелегальные сервисы будут заблокированы Роскомнадзором.

Новая эра телевидения

Можно сколько угодно говорить, что телевидение начало уступать интернет-ресурсам по объему аудитории, но факт остается фактом: для россиян телевизор еще в советские времена стал настоящим окном в мир и частью национальной культуры. Недаром мы всей страной собираемся у экранов в канун Нового года или, к примеру, спешим домой к началу нового выпуска КВН.

Первая ТВ-трансляция в СССР состоялась почти 90 лет назад - осенью 1931 года. И, несмотря на перемены, произошедшие в стране за это время, телевизор смотрят и будут смотреть. Телевидение продолжает играть большую роль в жизни общества.

Скептики утверждают, что рынок медиа в 2010-х годах значительно изменился, рекламодатели безвозвратно ушли в интернет, а телеканалы во всем мире массово теряют зрителей из-за развития более продвинутых сервисов в глобальной сети - стриминговых платформ, видеоблогов и социальных сетей. Это не совсем так. Сегодня, если верить статистике Liveinternet, аудитория телевизионных программ в интернете насчитывает уже около 5 млн человек в сутки и эта цифра продолжает расти. Как ни странно, но поднять популярность телевизора помогают и множество пиратских сервисов, которые раздают миллионам пользователей ворованные у телевизионщиков продукты.

Конечно, зритель постепенно отказывается от телевизора как устройства просмотра и переходит в интернет, но при этом продолжает отдавать предпочтение телевизионным трансляциям и шоу. После активного включения Роскомнадзора в борьбу с пиратством легальный рынок онлайн-телевидения растет на 30% в год. Другими словами, интернет — это новый телевизор, новый удобный канал поставки контента для современного российского зрителя.

Пиратство и защита авторских прав

Главная проблема, с которой столкнулись производители телеконтента, — это не сокращение аудитории, а пиратство. Его объемы за несколько лет сократились благодаря усилиям Роскомнадзора, но тем не менее эта сфера продолжает нуждаться в дополнительном регулировании.

Индустрии наносится существенный ущерб: федеральные телеканалы теряют аудиторию, падает привлекательность классического телевидения для рекламодателей, снижается финансирование проектов. По самым скромным подсчетам, ущерб отечественному телевидению из-за нарушения авторских прав составляет около 200 млн долларов в год. Внушительная цифра, не правда ли?

Чтобы устранить эту несправедливость и защитить производителей контента и зрителей, законодатели и предлагают создать единого оператора телевизионного вещания в интернете. В идеале эта инициатива позволит наладить полноценную передачу контента ТВ-каналов в Сеть без постоянных вставок рекламы, навязчивых подписок и обрезанных пиратами версий эфиров. Не говоря о том, что она благотворно повлияет на безопасность пользователей, снизит угрозы фишинга и других мошеннических действий, так распространенных в современной Сети.

Как это будет работать

По сути, телевизионным окном в интернете станет выбранная на конкурсной основе компания-вещатель, которая заключит договоры на трансляцию телепродукции с большинством российских каналов.

Предполагается, что один или несколько вещателей (в зависимости от принятого закона) станут посредниками по доставке эфирного вещания 20 федеральных телеканалов первого и второго мультиплекса на устройства российских пользователей (среди них - "Первый канал", "Россия-1", НТВ, "Пятый канал", "Россия К", "Россия 24", "Карусель", ОТР, "ТВ Центр" и др.) Новый закон коснется также онлайн-видеосервисов (Okkо, Megogo, Мегафон-ТВ и др) — в дальнейшем и они будут работать только через вещателя.

Очевидна выгода и для конечного потребителя: не нужно будет долго и нудно искать необходимую передачу или эфир на интернет-платформах, бояться за сохранность своих личных данных. Достаточно будет зайти на сайт вещателя (или в приложение на мобильном устройстве) и наслаждаться качественным, легальным и безопасным контентом.

Как видите, задумка практически идеальная, но способы ее реализации требуют обсуждения. Законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме, но игроки рынка, ФАС и операторы связи, к примеру, уверены, что он нуждается в доработках. Есть мнение, что официальных вещателей должно быть несколько, а не один, иначе это будет нарушать антимонопольное законодательство.

По словам одного из авторов законопроекта, Леонида Левина, в доработанную ко второму чтению версию документа было внесено несколько дополнений на основе предложений экспертного сообщества, профильных ведомств и участников рынка. В частности, будет исключено упоминание о том, что поставщик должен быть единственным, а федеральные каналы получат право транслировать свой контент в интернете через свои сайты и приложения.