2019-й год не войдет в историю как год потрясений. Ни одного из прогнозируемых для экономики "ужаса" не произошло: в узких местах не рвануло, в широких не сузилось. Этот год можно охарактеризовать как тихий и один из самых спокойных. Михаил Мельников анализирует, что это было — начало долгой стабильности или затишье перед бурей.
Пляски вокруг ВВП
Впервые после начала новой холодной войны, после печального 2015 года, российская экономика ушла в минус. Да, нам говорят про 1% роста, а то и больше, но это всего лишь нехитрая манипуляция цифрами. Имея определенные рычаги управления курсом рубля (валютные интервенции Центробанка и Минфина), власти считают этот рост в национальной валюте. Но рубль существенно просел по отношению к доллару. По итогам 2019 года при, положим, 1,3% роста в рублях (это максимальная оценка, точные цифры будут известны в январе) мы имеем ослабление рубля на 3,5%. То есть порядка 2% спада в текущих долларах.
Это не играло бы особой роли, если бы у нас была изолированная, ориентированная на автаркию страна, но мы, к сожалению, построили экономику экспортного типа, а значит получаем значительную часть дохода как раз в долларах. Которых стало меньше.
В этом плане удивляет беспрестанно комментирующая экономические события Наталия Орлова, главный экономист "Альфа-банка". "Ожидания кризиса не сбылись", — заявила она о прогнозе министра Максима Орешкина, обещавшего нашей стране рецессию из-за роста потребительского кредитования. Но падение почти на 2% уже в уходящем 2019-м — что это, если не рецессия.
Ключевые тенденции
Удалось перевыполнить планы по сдерживанию инфляции. Рост НДС не дал раскрутки до 5,0%, которой опасалось правительство. Виной тому в первую очередь низкая покупательная активность населения. Но и грамотная монетарная политика финансовых властей сыграла свою роль. Удерживать денежную массу в рамках у нас умеют хорошо, обратной стороной медали является нехватка оборотных капиталов для экономики.
Почти прекратился рост стоимости автомобильного топлива на розничных рынках. После безумных ралли 2018 года 2% за год вообще не ощущаются как подорожание.
Решена давно назревшая проблема детских пособий. По принятым в 2019 году решениям они будут выплачиваться в достойном объеме и практически всем нуждающимся. Ибо два прожиточных минимума — это достаточно высокая граница. Да, для получения пособий надо будет иметь "белый" доход, но власть уже показала, что не остановится ни перед чем ради осветления экономики, вывода ее темной составляющей под лучи налогового солнышка.
В очередной раз правительство не смогло выполнить собственные требования по ограничению темпов роста стоимости услуг ЖКХ. Формат "на уровень инфляции", как и прежде, исполняется по принципу "плата за домофон поднимется на 2,0%, а за отопление на 6,4%, в среднем же как раз 4,2%".
Стоимость нефти эталонной (и уже практически исчерпанной) марки Brent по сравнению с началом года выросла более чем на 7%, причем всю первую половину года она была заметно выше обоих зимних показателей (было $60 за баррель, доходило до $72, сейчас $66). Благодаря этому удалось ускоренными темпами наполнить Фонд национального благосостояния. Напомню, бюджет России получает нефтегазовые доходы исходя из цены нашей марки Urals (в среднем на $1,3 дешевле, чем Brent) в $41,6 за баррель, все остальное идет в ФНБ.
В 2020 году с этим будет чуть посложнее: цена отсечения поднимется до $42,4, а дисконт для Urals по сравнению с Brent вырастет из-за новых экологических требований к судовому топливу — в нашей нефти больше серы, чем хотелось бы "зеленым".
Реальные располагаемые доходы населения показали в III квартале бешеный рост, +3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с пересчетом по новой методике Росстата). Что будет по итогам года, неясно (в целом по году пока +0,8%), но новогодние траты мы с вами планируем значительно щедрее, чем в прошлом году, причем впервые расходы на подарки превысят расходы на праздничный стол. Что не может не радовать.
Главная беда: нет или практически нет никакого реального роста производства. В том числе, как признал президент, почти треть национальных проектов, старт которых был запланирован на 2019 год, не запущены (12 из 38). Условия для бизнеса — как налоговые, так и регуляторные — по-прежнему не располагают к процветанию. Выгодно быть акционером, но не собственником. При пересчете Росстатом данных за 2018 год поступления от управления собственностью (главным образом дивиденды) увеличены на 9,1% (плюс 200 млрд руб.), тогда как доходы от предпринимательской деятельности сокращены на 3,4% (минус 100 млрд руб.).
Главные экономические события 2019 года в России
Налоги: Повышение НДС и отмена налога на движимое имущество.
Быт: Рост цен на услуги ЖКХ, упрощение системы загородных участков (отменили "дачи", остались "огороды" и "сады").
Слияния и поглощения: Объединились "Дикси", "Бристоль" и "Красное и белое". Сбербанк зашел в "Рамблер" и кокетничает с Mail.ru. Владелец "Северстали" купил "Ленту". Федеральная антимонопольная служба не видит никаких проблем и борется с рекламой, где есть слово "лучший".
Происшествия: Загрязнение в нефтепроводе "Дружба", катастрофа "Суперджета" в Шереметьево — и то, и другое ударило по репутации России как надежного экспортера.
Социум: Начали действовать изменения пенсионной системы, обнародована концепция "пенсионного продукта", выросли детские пособия (вместо издевательских 50-рублевых выплат, которые я и в 2002 году не стал оформлять, а с тех пор много инфляции утекло).
Экспорт: "Сила Сибири" запущена, "Турецкий поток" готов к запуску.
Транспорт: Практически завершена платная автотрасса между Москвой и Санкт-Петербургом (исключая тверской участок, в проект не заложенный), начато реальное строительство первой железной дороги в Тыве, сдан первый автомобильный мост из России в Китай через Амур. Запустилось железнодорожное движение по Крымскому мосту.
Финансы: Уверенное снижение ключевой ставки Центробанка, которое привело к повышению доступности кредитов.
Жилье: Переход строительства на систему эскроу-счетов. Число новых проектов существенно снизилось (все застройщики постарались зарегистрировать все возможные стройки до окончательного перехода на эскроу), что в перспективе может привести к росту цен.
Право: Дело Майкла Калви и Baring Vostok, дело юриста Кантемира Карамзина — весьма спорные судебные преследования, которым совершенно необходимы справедливые приговоры вместо "телефонного права".
Приватизация 2.0: После многолетних попыток наконец продан "Трансконтейнер", бывшее подразделение РЖД. Аукцион получился на славу, среди проигравших — Роман Абрамович и Владимир Лисин, победитель — группа "Дело" Сергея Шишкарева, сумма — 60,3 млрд руб. при стартовых 36,16 млрд руб. При этом в бюджет 2019 года были заложены лишь 13 млрд дохода от приватизации.
* * *
То, что 2019 год будет не прорывным, а базовым для последующих достижений, было ясно еще в момент публикации майского указа 2018 года. Удалось избежать потрясений, мирно провести выборы, продолжить или завершить реализацию ряда многолетних проектов. При этом не видно динамики, которая позволила бы малому бизнесу чувствовать себя свободнее. Монополизация продолжается на всех уровнях, и это неприятная тенденция, тормозящая экономический рост.
Реально оценить роль 2019 года в развитии страны можно будет, пожалуй, лишь в 2024-м, когда мы увидим, что удалось сделать за шестилетку, какие всходы дали семена уходящего от нас года. А вообще перемены изрядно надоели, так что скучные периоды определенно радуют.