Общество

FMCG Report назвал тренды рынка упаковки товаров

FMCG Report назвал тренды рынка упаковки товаров
FMCG Report назвал тренды рынка упаковки товаров

Телеграм-канал "FMCG Report" рассказал, какие количественные и качественные изменения произошли с рынком упаковки товаров и их крупнейшими представителями за последние два года. 

Статистика рынка упаковки

  • В 2023 его объем вырос на 22,5% до 1,47 трлн руб. (данные boomin․ru), а в 2024 — еще на 6-7% до 1,6 трлн руб. (данные Advance Capital).
  • По данным той же Advance Capital, в 2025 рынок может достичь объема 1,7 трлн руб., что соответствует верхней границе прогнозов из 2023.
  • Стоимость основных видов тары — пластиковой, металлической и бумажно-картонной — за 2024 выросла не более чем на 6%.
  • Доли этих видов почти не изменились: 38% у пластиковой, 36% у картонной, 12% у стеклотары и 10% у металлической.
  • Только жесткая полимерная упаковка обошла по объему гибкую — 51% от пластика в целом против 49% соответственно (данные Rupec).
  • Общий импорт упаковки еще к концу 2023 снизился вдвое при том, что поставки из Китая в 2024 выросли на треть по сравнению с 2022.

    Тренды рынка упаковки

    • За счет роста продуктового рынка потребление упаковки производящими предприятиями увеличивается.
    • Переход от "традиционных" продуктов к "современным" смещает спрос со стеклянной и картонной тары в сторону гибких пакетов и пленок.
    • Этот процесс имеет выраженную региональную составляющую: за счет экспансии федеральных сетей он быстрее происходит в Сибири и на Дальнем Востоке.
    • Развитие e-grocery увеличивает потребность рынка в мелкоформатной, прочной и многоразовой таре.
    • Рост рынка готовой еды заставляет производителей переориентироваться на герметичную барьерную упаковку, а также унифицировать ее.
    • Новая концепция РОП с ее нормативами по утилизации тары стимулирует спрос на перерабатываемую упаковку, в частности состоящую из мономатериалов.
    • Наконец, власти запретили компаниям использовать ряд видов пластиковой тары, а с учетом того, что изначально "расстрельный список" был шире, запреты продолжатся.

    Данные по основным видам упаковки

    • Картонная упаковка. Объем ее рынка по итогам 2024 мог вырасти на 5,5% в деньгах до 68 млрд руб., причем производство упаковки из гофрокартона — на 6% до 0,5 млрд кв. м (данные boomin․ru). В 2025 рынок может вырасти до 82 млрд руб., причем асептическая упаковка традиционно займет почти 90% рынка (73 млрд руб.), а неасептическая — чуть более 10% (9 млрд).
    • Жесткая полимерная упаковка. За 2024 могло быть произведено 1,5 млн т полимеров для этого вида тары (данные СИБУР). Наиболее популярным полимером стал ПЭТ (25% от общего объема пластикового сырья), который пошел на выпуск тары для напитков (55% всей жесткой тары) (данные Rupec).
    • Гибкая полимерная упаковка. В 2024 ее производство выросло на 5% до 1,4 млн т (данные СИБУР), а в 2025 оно может увеличиться на 1,7% с выходом на среднегодовой темп 2% в ближайшем будущем. Основными типами тары остаются флоупак (40%), саше (26%) и дойпак (22%).
    • Стеклотара. Объем рынка этого вида упаковки в 2024 остался стабильным — на уровне 14,6 млрд единиц (данные Финансового университета). При этом импорт несколько снизился. Но, как мы писали выше, спрос на эту тяжелую и хрупкую тару снижается.
    • Металлическая тара. Она в 2024 показала наибольший рост: +29% до 261 тыс. т за счет спроса на алюминиевые банки со стороны российских производителей напитков, в частности энергетиков и функциональной воды (данные Финансового университета).