Евросоюз в рамках 11-го пакета ограничений в отношении Москвы создал механизм рестрикций против третьих стран и компаний в этих странах, которые помогают России обходить ограничения. Применять этот механизм ЕС едва ли решится, считают аналитики Politico.
Ряд европейских стран, включая ФРГ, полагают, что вторичные санкции должны быть лишь "крайней мерой" из-за угрозы сближения РФ с азиатскими республиками. По словам одного из евродипломатов, пожелавшего остаться неназванным, "карательные меры" - не метод ЕС.
"Мы не хотим рисковать сразу переходом к карательным мерам, которые влекут за собой огромный потенциальный риск подтолкнуть компании, особенно в Центральной Азии, в объятия Путина. А это прямо противоположно тому, чего мы хотели".
Страны ЕС условились, что дипломатия и адресная работа будут приоритетны над наказанием третьих стран, которых заподозрят или уже заподозрили в нарушении режима санкций:
"Если можно предотвратить уклонение от санкций за счет более тесного сотрудничества, это всегда предпочтительнее".
В рамках 11-го пакета санкций против РФ запрещается, например, доступ в порты Евросоюза судам, осуществляющим перевалку нефти с судна на судно и подозреваемым в нарушении ценового потолка. Последний раз про перегрузку с танкера на танкер громко заявляли в феврале, тогда таким способом перевалили больше 22 млн тонн нефти. Официально аннулируется возможность импорта российской нефти по трубопроводу "Дружба" для Германии и Польши. Учитывая, что Варшава и Берлин отказались от этого уже давно и в одностороннем порядке, де-факто меры просто превратились в де-юре.