Юрист-международник Валерий Ванин и политолог Вильям Смирнов объяснили Ruposters, какими последствиями могут обернуться для России обвинения Австралии и Нидерландов в катастрофе Boeing 777 "Малайзийских авиалиний" в небе над Украиной.
По словам Ванина, сами заявления отдельных стран ничего не значат. Однако, если к аналогичному выводу придет международная следственная группа и будет консолидированная позиция, тогда могут принять решение о создании трибунала.
Эксперт не сомневается, что Россия не признает выводы следователей, поскольку в состав группы не были включены российские представители. Кроме того, неясно, были ли учтены представленные российской стороной доказательства. Даже если дело дойдет до трибунала, его решение не будет иметь юридических последствий, уверен Ванин.
Не предусмотрена ответственность государств за какие-то действия. Если физическое или юридическое лицо нарушает закон, совершает преступления, есть процедура уголовного преследования. В отношении государств это в зачаточном состоянии. Если РФ не признает юрисдикцию трибунала, он будет носить только пропагандистский характер. Юридически он не будет иметь никаких последствий.
Кроме того, без признания Россией выводов следствия не удастся арестовать российские активы за рубежом.
Могут попытаться прибегнуть к аресту имущества. Но в ситуации, когда сам суд без согласия России будет нелегитимным (а решения о приведении в исполнение должны приниматься судами каждого конкретного государства), в судах такие решения не будут признаны легитимными. Шумихи будет много, но юридического механизма реализации нет.
Но конкретные лица, которых обвинят, скорее всего будут преследоваться. Списки, по словам юриста, могут закрыть. В таком случае выехавший за границу и ничего не подозревающий человек может быть задержан по запросу, например, Нидерландов.
Ванин также отметил ряд нарушений в ходе международного следствия, в частности, недопуск российских представителей и отсутствие требований к США о рассекречивании спутниковых снимков с места трагедии.
Академик Российской академии политических наук Вильям Смирнов также считает, что отсутствие российских следователей в составе международной группы вызывает "серьезные сомнения".
"С точки зрения международного и национального права, когда отбрасывается возможность участия хотя бы одной из сторон, у наблюдателя возникают сомнения в объективности результатов. Фактически были проигнорированы аргументы, которые приводились корпорацией "Алмаз-Антей". Кроме того, мы не располагаем информацией о том, что они исследовались. Но пример Британии свидетельствует о том, что были попраны все нормы - и презумпция невиновности в первую очередь", - полагает политолог.
Он также считает, что дело попытаются довести до суда в Гааге. Цель этого процесса - заставить Россию выплатить семьям погибших деньги.
Если говорить об уголовном праве, здесь важно, что не было умысла в том, чтобы сбить. И это признают. Другое дело, что можно будет через международный суд попытаться признать косвенную вину и настаивать на компенсации ущерба. Это довольно большая сумма. Уже подсчитано, иски предъявлены, потерпевшие уже обращались в суды. Их адвокаты заняли такую позицию, мол, неважно, установлена вина или нет, но надо получить выплаты. После этого заключения будет попытка регрессивного иска, чтобы заставить российскую сторону хотя бы частично компенсировать ущерб.
Как писал Ruposters, власти Австралии и Нидерландов официально возложили на Россию ответственность за сбитый в 2014 году над Донбассом рейс MH17.
Ранее следственная группа пришла к заключению, что малайзийский Boeing 777 был сбит из зенитно-ракетного комплекса "Бук", приписанного к базирующейся в Курске 53-й зенитной бригаде.
Крушение пассажирского самолета "Боинг 777" авиакомпании Malaysia Airlines, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля 2014 года на востоке Украины. В результате погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа.