Бывший вице-президент США Джо Байден объявил о своем участии в президентских выборах-2020. Грядут самые конкурентные и напряженные праймериз в истории Америки — так политические комментаторы характеризуют предстоящее противостояние за статус кандидата от Демократической партии. В нем планирует участвовать рекордное число политиков. О своих политических амбициях объявили не менее 40 претендентов. Но лишь у немногих из них есть реальные шансы добиться заветной номинации. Малек Дудаков рассказывает о тех, кто хочет и может бороться за кресло президента США.
Ранний старт из ненависти
Демократы ощущают острую необходимость как можно раньше начать, а затем и завершить свои внутрипартийные праймериз. Чем быстрее определится финалист предвыборной гонки, тем скорее электорат демократов сможет объединиться вокруг него ради достижения главной цели существования партии с 2016 года — отлучения Дональда Трампа от власти.
После череды крайне болезненных поражений на промежуточных выборах в 2014 году и затем во время последней президентской кампании демократы оказались в подавленном положении парламентской оппозиции. Главной мотивацией Демпартии на тот момент стало оппонирование Трампу и его политике всеми возможными методами. Благодаря масштабной мобилизации избирателей демократы выиграли на промежуточных выборах в ноябре и впервые за 8 лет получили большинство в Палате представителей.
Для воспрявших духом демократов, которые уже почти забыли о том, как уверенно побеждать на общенациональных выборах, именно дата 7 ноября (день после выборов в Конгресс) стала фактическим началом старта президентской кампании. Уже в ноябре-декабре о своем выдвижении в президенты объявили самые первые кандидаты, среди них сенатор от Массачусетса Элизабет Уоррен и бывший сотрудник администрации Обамы Джулиан Кастро.
К концу апреля к ним присоединилось и большинство остальных кандидатов, имеющих хоть какие-то президентские амбиции. Такой ранний старт предвыборных баталий — совсем не типичная для американской политики ситуация. Например, в 2011 году Митт Ромни, будущий победитель республиканских праймериз, объявил о выдвижении лишь в начале июня. Еще позже на выборы пошел Дональд Трамп в 2015 году — его экстравагантное обращение к сторонникам состоялось 15 июня. Берни Сандерс на прошлых выборах выдвинулся в самом начале мая. Хиллари Клинтон и Тед Круз, сенатор от Техаса, объявили об участии в выборах в начале апреля 2015 года, но тогда они были чуть ли не первыми из всей когорты кандидатов.
Знакомьтесь, Джо Байден
Но на этих президентских выборах все начинается аж за целый год до проведения первого голосования на праймериз и за 18 месяцев до дня основного голосования. Демократы — как руководство партии и прогрессивные активисты, так и их наэлектризованный электорат — настолько нетерпимо относятся к президентству Трампа, что пытаются как можно раньше запустить выборный процесс в надежде поскорее добиться завершения его эпохи на посту главы государства. Главный претендент от демократов Джо Байден после некоторых раздумий 25 апреля наконец официально объявил в Twitter о своем выдвижении.
76-летний политик-тяжеловес треть века представлял родной штат Делавер и возглавлял юридический комитет Сената. Но вершиной карьеры Байдена стала работа на должности вице-президента все 8 лет пребывания Обамы в Белом доме.
Впрочем, нельзя сказать, что Байден был особенно влиятельной фигурой в президентской администрации. Многие называли его "свадебным генералом": Байден больше любил появляться на публике, посещать международные конференции, вести кампании, общаться с избирателями, а не заниматься реальными проблемами.
Можно сказать, что излишняя публичность в какой-то степени и "погубила" Байдена. Накануне его выдвижения главной темой с его участием стала волна обвинений в харассменте со стороны различных женщин. Нет, Байден не принуждал никого к сексу: он обнимал, целовал и трогал их без согласия. В итоге восемь женщин, включая некоторых политиков от демократов, присоединились к обвинениям против Байдена.
О таком пристрастии экс-вице-президента было известно и раньше, но оно никогда не получало особого освещения в прессе. Но теперь Байден — кандидат в президенты, и ему уже это вряд ли сойдет с рук.
Другой фактор, играющий против него, — это возраст. Байден станет самым старым политиком в истории США, выдвинувшимся в президенты. В случае победы ему будет под 80 лет в день инаугурации. И если прошлые президентские выборы в США были ознаменованы противоборством двух относительно старых политиков (Трампу и Клинтон было по 69 лет), то на этих Байден будет олицетворять уже какую-то "гонку на лафетах".
Тем не менее по имеющимся опросам Байден остается самым популярным политиком среди демократов. В разных социологических исследованиях ему отдают предпочтение от 25 до 30% избирателей. На руку ему играет миф о том, что он и только он имеет шансы разгромить Трампа в ноябре 2020 года. Байден — душевный политик, хорошо выступающий на публике. Он имеет шанс вернуть в лоно демократов часть тех избирателей (преимущественно белых с уровнем жизни ниже среднего), которые стали оплотом электората Трампа. К тому же Байден — довольно умеренный кандидат, не сумасшедший и не радикал. Поэтому избиратели Демпартии, хоть они и не имеют особенно сильных чувств в отношении Байдена, готовы за него проголосовать только лишь из прагматичных настроений — для победы над Трампом.
Левый Берни Сандерс
На втором месте после Байдена располагается его самый главный конкурент — сенатор от Вермонта Берни Сандерс. Самопровозглашенный демократический социалист, Сандерс представляет из себя идеологическую противоположность Байдена. Он активно продвигает самые радикальные левые идеи, находящиеся на повестке дня прогрессивной общественности: создание системы бесплатного высшего образования в публичных колледжах, государственной медицины, переустройства экономики на экологических и "зеленых" началах.
Сандерс и сам по себе не молод — ему лишь на год меньше, чем Байдену. Но именно он считается самым популярным политиком у американской молодежи — поколения т.н. "миллениалов" (рожденных в период между 1985 и 2000 г.). На предыдущих праймериз за него проголосовало больше молодых избирателей, чем за Трампа и за Клинтон. Сандерс тогда получил почти 45% голосов всех участников праймериз — грандиозный результат для того, в чью победу против Клинтон никто всерьез и не верил.
Но сейчас аналога Клинтон — сильного кандидата и представителя истеблишмента партии — попросту нет. За статус политика, вхожего в элиту Демпартии, борются сразу несколько претендентов, включая Байдена, но никто из них не имеет абсолютной поддержки ни в руководстве демократов, ни среди избирателей. Сандерс и его команда это отлично понимают, поэтому они уверены в том, что именно сейчас у них появляется лучший шанс на победу.
Сандерс последовательно цементирует свою поддержку в рамках прогрессивного блока демократов, находящихся по взглядам левее центра. На текущий момент он несколько отстает от Байдена, имея в запасе 20-25% от голосов потенциальных избирателей. Истеблишмент Демпартии начинает все больше волноваться по поводу возможности победы Сандерса. Не только из-за того, что шансы стать следующим президентом у социалиста, отмечавшего свой медовый месяц в СССР и хвалившего очереди за хлебом в Москве, мягко говоря, не очень высоки.
Берни Сандерс хвалит советский строй
Он к тому же даже формально не относит себя к Демократической партии. Сандерс до сих пор остается внепартийным сенатором, который лишь находится в союзе с политиками-демократами. В случае своей победы Сандерс наверняка попробует устроить массовую перетряску партийной элиты и постарается окончательно превратить демократов в социалистическую партию. Такой масштабный идеологический сдвиг в левую сторону может привести к партийному расколу и серьезно ухудшить возможности кандидатов от демократов на всех уровнях побеждать на дальнейших выборах.
Если несколько месяцев назад Байден считался главным и лучшим умеренным кандидатом в противовес Сандерсу, то сейчас его шансы на успех тают на глазах. Еще парочка новых скандалов о харассменте — и Байден может вовсе скатиться на третье или четвертое место в опросах.
Свежее лицо Камалы Харрис
В глазах либеральной публики идеальным кандидатом в президенты видится Камала Харрис — недавно избранный сенатор от Калифорнии, свежее лицо в американской политике. Наполовину индианка, наполовину ямайка, Харрис прошла карьеру от окружного прокурора до прокурора Сан-Франциско, затем всего штата Калифорния и наконец сенатора.
Харрис как женщина и представитель этнического меньшинства хорошо вписывается в стратегию демократов по мобилизации на выборах "непривилегированных слоев населения", не включающих в себя белых мужчин. Она и не является радикалом вроде Сандерса, хотя и поддерживает самые популярные либеральные инициативы вроде национализации медицины.
Но в опросах Харрис так до сих пор и не может получить приличных результатов. Ее потолок, за который она не может вырваться, располагается в пределах 5-7%. Харрис находится ощутимо далеко от двух нынешних фаворитов гонки — Байдена и Сандерса. Хотя если Байден и правда начнет терять поддержку избирателей, то, вероятно, именно Харрис выиграет от этого сильнее всего.
Есть у нее и свои скелеты в шкафу. В бытность прокурором Сан-Франциско Харрис строила свою карьеру на личных отношениях с влиятельным мэром города Уилли Брауном. Такая политическая протекция совсем не соответствует ее образу сильной женщины и феминистки.
А не так давно главный советник Харрис оказался в центре скандала с сексуальным харассментом. Он несколько лет издевался над своей личной секретаршей. В итоге она подала на того в суд и добилась выплаты 400 тыс. долларов из бюджета прокуратуры Калифорнии. Харрис уволила помощника и заявила о том, что ничего не знала об этом деле. Это, конечно, очевидная ложь: она не могла не знать о таких крупных выплатах денег из бюджета собственного офиса.
Новый Кеннеди и Дейенерис Таргариен
Хуже обстоят дела у двух других кандидатов, которых нередко называли фаворитами гонки. Экс-конгрессмен Бето О’Рурк, "новый Кеннеди", как к нему обращались, теперь имеет не более чем 3-4% поддержки избирателей. На днях в его штабе прошли массовые перестановки: старые члены команды политика ушли, громко хлопнув дверью. При этом О’Рурк продолжает сохранять за собой звание самого "богатого" кандидата: бюджет его штаба в 72 млн долларов, сохраненных с прошлогодней кампании на выборах в Техасе, до сих пор никто не способен "переплюнуть".
Сенатор Элизабет Уоррен находится в не менее тяжелом положении. В прошлом звезда прогрессивной общественности, сейчас она даже сама не может ответить на вопрос, чем она лучше и перспективнее Сандерса. Уоррен уже пытается прибегнуть к самым отчаянным мерам. Она поддержала и тему репараций чернокожим и индейцам, и выплату студенческого долга за счет государства, и создание бесплатного образования в публичных колледжах, и государственной медицины.
Уоррен призвала принять и статьи импичмента Дональда Трампа — как раз после публикации отчета Роберта Мюллера, оправдавшего президента. Недавно в опубликованной статье Уоррен сравнила себя с Дейенерис Таргариен: мол, они обе борются за права трудящихся. Но все впустую: рейтинги сенатора не растут.
Гомосексуал Пит Буттиджич
В противовес им обоим на третьем месте, вероятно, на недолгий срок, оказался мэр небольшого городка в Индиане Пит Буттиджич. Ничем не примечательный политик, Буттиджич пытается показать избирателям себя с личной стороны: он хороший оратор, выпускник Гарварда и Оксфорда, служил в армии, знает 7 иностранных языков. К тому же он гомосексуалист. Пока что такая самопрезентация работает как надо: Буттиджичу удалось за несколько недель поднять свой рейтинг до 10% и собрать почти 10 млн долларов (что уступает лишь рекорду Сандерса в 18 млн).
Герой мемов Эндрю Янг
А вот другой похожий на Буттиджича (как минимум по своей несерьезности) кандидат Эндрю Янг, зажиточный бизнесмен из Калифорнии, не может похвастаться особыми успехами. Герой многочисленных мемов, имеющий самый посещаемый сайт среди всех претендентов, он довольно популярен среди интернет-аудитории. Отчасти из-за веселого нрава, но также и за счет своих предложений: например, он обещал ввести безусловный базовый доход в 1 000 долларов всем гражданам Америки и полностью легализовать торговлю криптовалютами. Янгу удалось собрать несколько миллионов долларов пожертвований, но в опросах он до сих пор остается в конце рейтинга с 1-2% голосов.
Как раз на основе социологических исследований будет формироваться список кандидатов для участия на телевизионных дебатах. Наверняка демократы постараются воспользоваться примером прошлых республиканских праймериз. Тогда национальный комитет партии разделил всех претендентов: те, у кого рейтинг превышал 3%, выступали на основных дебатах, всем остальным предлагалось посетить дебаты для "лузеров".
Из-за обилия кандидатов у Демпартии просто не останется выбора: придется их делить на две или даже три части. Но в любом случае все или почти все из них смогут выступить в эфире общенациональных телеканалов, обратиться напрямую к миллионам потенциальных избирателей среди зрителей и показать себя с лучшей (и худшей) стороны. Наверняка это приведет и к перестановкам в списке кандидатов-лидеров.