Статьи

5 главных трендов: как поменялись настроения россиян за год

5 главных трендов: как поменялись настроения россиян за год

В конце года принято вспоминать о том, что важного произошло. Россияне выделили из значимого чемпионат мира по футболу, события в Сирии, открытие Керченского моста, изменения в пенсионном законодательстве в России, страсти по Украине в целом и отдельно отметили инцидент в Керченском проливе. Между тем и в самом обществе и сознании россиян произошли перемены. Дмитрий Лекух — о том, с чем пришли к концу года и какие тенденции будут определять 2019-й. 

На самом деле уходящий 2018 год с точки зрения "субъективного времени" длился довольно долго и вместил в себя так много разнообразных событий, иной раз даже разнонаправленных трендов и "качественных" скандалов, что все это нуждается хотя бы в какой-то классификации. 

Большой кредит доверия

Во-первых, в 2018-м страна выбрала президента. Пожалуй, именно с этого и начну. Население продемонстрировало неизменность доверия к верховной власти. Даже пенсионная реформа не смогла это доверие сколь-нибудь качественно поколебать. И это притом, что президенту пришлось брать ответственность за эту реформу на себя.

Если говорить нарочито доступным языком: Путину народ верит. И это доверие не менее очевидно распространяется на то, что принято считать "президентскими структурами власти": от администрации до МИД и силовых министерств. Для остальных новости, как бы это помягче, похуже. 

Массовое российское социальное самосознание перестало ассоциировать президента с разнообразными "элитами" всех уровней. Потому как ассоциировать избранную тобой самим верховную власть с, допустим, "саратовским макаронным монстром" — это лютое национальное самоунижение, электорат к этому не готов сейчас. И, смею надеяться, не будет готов никогда. Все остальное — социально-психологический побочный эффект. Гиперкомпенсация психологической травмы, возникшей как реакция на попытку возникновения элементов "сословного государства". Доверие к президенту и к президентским структурам все меньше и меньше распространяется на иные элементы власти. И это вполне очевидный тренд.

Подтверждением стали и последние региональные выборы. Главный принцип был блистательно сформулирован в Центральной избирательной комиссии: для победы кандидату от власти теперь одной "фотографии с Путиным" уже явно недостаточно. Нужно и за собой какую-то историю иметь. К тому же еще и сам президент все меньше дает возможностей ассоциировать себя как с региональными, так и с партийными структурами. 

Кризис среднего звена

Наверное, самый неприятный тренд, только что напомнивший о себе очередным "типовым" скандалом в благородном семействе отечественного управленческого класса. Городская администрация небольшого города Клинцы (Брянская область) отправила в Турцию на деньги, выделенные благотворительным фондом, детей местных "элит" — от административной и правоохранительной до, что самое любопытное, предпринимательской. Чиновники ничего зазорного в этом не увидели и продолжили раздавать интервью в духе "что вообще произошло и почему кто-то должен быть наказан". Что говорит, кстати, сразу о двух занимательных трендах.

Во-первых, все эти "элиты", включая прогрессивную предпринимательскую (на региональном уровне), уже давно слежались в единый культурный пласт. Во-вторых, этот единый новый управленческий класс приобретает некое подобие социального сознания и одновременно конкретно "теряет берега". Примеров из самых различных профессиональных и региональных "элитных слоев" более чем достаточно: тут и молодая директор столичного банка, и пиарщица из "Леруа Мерлен", и саратовская чиновница ("макарошки стоят всегда одинаково"), и много кто еще из "расчехлившихся", которых среди прочего объединяет еще непонимание, за что они пострадали. 

Кстати, любопытная деталь: неким отдельным вышестоящим сословием начинают себя считать не только эти элиты и различные мажоры из числа детей этих элит, но и их обслуживающий персонал. Пример футболистов Кокорина и Мамаева тут вполне характерен. Отсюда же их неприятие в том числе и в болельщицкой среде, в которой их воспринимают не как "народных любимцев", которым массовое сознание прощает очень и очень многое, а как обслуживающий персонал "элит": наглого холопа, выбежавшего покуражиться на улицу из господского помещения для слуг.

Кстати, судя по всему, власти это тоже прекрасно понимают: и всевозможные конкурсы "новых лидеров" тому свидетельство. То есть верховная власть (и это тоже свидетельство одного из описанных выше трендов) тут трогательно солидарна не с этим "управленческим сословием", а с народом. Ну, а окажется ли этих усилий достаточно, покажет уже следующий год.

Новые гордые русские

У нас прошел чемпионат мира, который в том числе и за счет безбарьерного и открытого массового общения с представителями самых разнообразных народов изрядно продвинул и гражданское самосознание складывающейся новой (Бог весть какой по историческому счету) русской политической и гражданской нации. Была возможность еще раз массово почувствовать разницу на уровне "мы" и "они". И убедиться еще раз в том, что "они" нас всех, вне зависимости от формы носа и разреза глаз, воспринимают именно как русских. Отсюда же, кстати, и новая национальная гордость, которая символически кристаллизуется и в связи с успешным проведением чемпионата мира, и со строительством Крымского моста. Точнее всего она формулируется как "Мы можем, мы сделали это". Причем во всех проявлениях — как конструктивных, так и не очень (типа наклеек "Можем повторить"). "Новые русские" постепенно становятся весьма гордой нацией — и это теперь должны понимать и внешние геополитические противники.

Back in USSR

Довольно очевидная тенденция — ностальгия по СССР. Число тоскующих возросло до максимум за десятилетие. Безусловно, не по реальному СССР, который большинство банально не помнит и не знает, а изрядно мифологизированному. Чисто эстетически это превращается в наивные шапки с помпонами, спортивные костюмы и олимпийки с четырьмя крупными буквами, армейские ремни со звездами на пряжках и прочие аксессуары. Социально это отсыл все к тем же "справедливости" и "великодержавности", которых не хватает массовому сознанию в реальной жизни. И, судя по тому, что происходит сейчас в мире вообще, эта тоска будет только нарастать. 

Лишь бы не как там

Этот тренд был задан не в этом году, но в 2018-м такие настроения усилились. Наше массовое самосознание уже научилось жить по принципу "как угодно, только не как на Украине". И этот совершенно отрицательный опыт разрушения всего — от государственности до благополучия граждан — ради эфемерных идей и чужих корыстных интересов — очень хороший урок. Теперь вопросы граждан к власти по поводу "управленческого сословия" и др. довольно часто украшаются примерами соседней территории. Вот просто поверьте: если все эти тренды продолжатся в 2019-м, то следующий год будет весьма интересным и насыщенным.