Политика

Станислав Апетьян: Рейтинг Путина и восприятие российской элиты

Станислав Апетьян: Рейтинг Путина и восприятие российской элиты

Когда эксперты и журналисты пытаются объяснить столь высокий, причем устойчиво высокий, рейтинг Путина после Крыма, обычно речь идет, в зависимости от политических пристрастий утверждающего, либо о "пещерном реваншизме" россиян, либо об их же "возвращении чувства гордости за страну". Суть - одно и то же, объяснение политической поддержки через некое эмоциональное состояние, связанное с вполне ощутимым внешнеполитическим достижением.

При том, что эмоциональный подъем действительно имел место, дело, как мне представляется, не только в нем. Какой оппозиционный (в широком смысле слова) тезис был наиболее убедительным и действенным на протяжении последних лет 20? Немного упрощенно, его можно обозначить так - "Единственное, что беспокоит российскую элиту, начиная с президента - это сохранение своих нажитых нечестным путем капиталов, хранящихся на Западе". Это утверждение, в самых разных его вариациях, получило, пожалуй, наибольшее распространение среди широкой аудитории.

Отсюда откровенно бредовые слухи о сотнях миллиардов Путина, спрятанных то ли в швейцарских, то ли в английских банках, общее недоверие к бизнесу и политикам, а также популярность громких "разоблачений" в духе "Да вы видели какая у него дача? С шубохранилищем! А машина, машину видели!?". Показательно, кстати, что несмотря на то, что дачи и машины в принципе никуда не делись, теперь факт их существования привлекает куда меньший интерес аудитории.

Возвращение Крыма и последующие события на Донбассе буквально уничтожили тезис о приоритете личного обогащения для политического класса. Понятно, что отчасти это было принуждение со стороны президента по отношению к элитным группам, но Путин наглядно показал гражданам, что интересы страны для элиты стоят на первом месте и ради нее правящий класс готов жертвовать своим личным благосостоянием. Теперь заявления о счетах-домах-офшорах разбиваются о простое утверждение "если бы за свои счета боялись, Крым бы не вернули, значит или счетов нет, или страна важнее".

В этом плане довольно забавно, что при помощи персональных санкций США хотели оказать давление на российскую элиту, но результат получился обратным - подобные действия еще больше укрепили россиян в убеждении, что если элита это все терпит, значит не так уж для нее важны активы и счета на Западе.

Такая вот принудительная национализация элиты. На этот раз в сознании граждан.

Станислав Апетьян