В процессе формирования нового правительства Минобрнауки решили разделить на два ведомства. Министерство просвещения будет курировать общее, среднее профессиональное и дополнительное образование, а Министерство науки - высшее, а также следить за развитием наукоградов и интеллектуальных центров. Рособрнадзор, отвечающий за ЕГЭ, аттестацию школ и аккредитацию вузов, стал подчиняться напрямую правительству. Дмитрий Лекух - о том, какие задачи стоят перед новыми ведомствами и что надо менять.
Приближение очередного национального стихийного бедствия под названием "Единый государственный экзамен" вновь вызывает очередную волну жарких и бескомпромиссных споров. К "часу икс" страна снова перейдет фактически на военное положение. Школы или иные помещения, в которых "сдается ЕГЭ", будут оцеплены. Начнут глушить мобильные телефоны. Целые штаты специально отобранных людей уткнутся в мониторы, откуда пойдет трансляция с веб-камер. Дабы нарушений не было.
Многие считают, что этот экзамен, призванный победить коррупцию, уже с ней справился. Я тут не специалист и оттого просто смиренно верю. Но достаточно посмотреть на процент студентов, отчисленных из ведущих вузов страны с "бюджетных мест" сразу после первой-второй сессии, который иной раз достигает величин совершенно безумных, чтобы понять: кажется что-то пошло не так.
Ректор ВШЭ, которая и является, по сути, интеллектуальным центром "образовательных реформ", как-то в открытой дискуссии сам хвастался, что туда специально набирают приблизительно "на 50%" абитуриентов больше от "списочного состава", чтобы потом было кого отчислять. Подход, конечно, интересный.
Вот только далеко не все учебные центры страны могут столь вольготно шарить в бюджетных карманах государства, как "ведущий правительственный ВУЗ", чтобы просеивать то, что было негодно изготовлено не без помощи разработанных во ВШЭ реформ. Впрочем, тот факт, что "что-то пошло не так", признают и сами разработчики.
Уровень выпускников большинства образовательных центров настолько не соответствует уровню задач, стоящих перед экономикой, что этого просто нельзя не замечать. Дипломированные учителя пишут в дневниках учеников с грамматическими ошибками. Терапевты кое-где не в состоянии провести даже общую диагностику. Да что там говорить: даже специалисты "сверхэлитного" "Роскосмоса" иной раз не в состоянии совместить гайку с болтом. Про уровень подготовки же наших допущенных к определяющим решениям экономистов, особенно на "местах", хочется молчать. От них даже представители и выпускники того самого ВШЭ в испуге крестятся при встрече. А ведь от этих замечательных специалистов зависит не только исполнение "указаний начальства", но и обычная повседневная жизнь обычных людей. И решать уже реально что-то надо, ибо ситуация объективно близка к критической. И говорить о каком-либо "прорыве" или вообще развитии экономики с таким уровнем компетенции кадрового состава - это вообще, простите, ни о чем.
Надо отдать должное, "реформаторы" об этом говорят. Так, буквально на днях ректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Ярослав Кузьминов предложил полностью изменить систему госаккредитации вузов.
В ходе государственной аккредитации сегодня проверяется не качество образования, а технические условия реализации образовательного процесса. Это, прежде всего, кадровые, финансовые и материально-технические аспекты работы вуза, а также ее соответствие требованиям нормативных документов. Содержательные аспекты образовательного процесса, качество подготовки студентов и выпускников остаются за ее рамками.
Замечательно сказано. Как в том анекдоте, когда Штирлиц никогда не был так близок к провалу, как тогда, когда из его портфеля вместе с бутылкой водки выпал еще и парашют, в котором были завернуты "Краткий курс ВКП(б)" и подшивка журнала "Коммунист".
А еще некоторое время назад возглавляемая им ВШЭ совместно с ЦСР Кудрина предложила очередной виток "реформ образования" и "создание нового человека" через непрерывный процесс "от колыбели до могилы" (это прямая цитата). Бог весть, как это скажется на подготовке кадров (там большей частью не о высшей школе, а о подготовке к ней с "дошкольного воспитания"). Но стоить государству будет каких-то скромных 8,3 трлн рублей. Подход, мягко скажем, не тривиальный.
Я тут не буду разбирать предлагаемые реформы, которые, быть может, и хороши с абстрактной точки зрения. Но если говорить конкретно, то сейчас стране нужны хотя бы банальные, возможно межведомственные, аттестационные комиссии, способные проверить уровень специальной подготовки выпускников вузов. Тут не надо даже ни "триллионов", ни каких-то суперновейших методик: в конце концов, есть методики аттестации т.н. "кандидатского минимума", адаптировать которые к сдающим "госы" дипломникам не так сложно. Если есть госэкзамены, то должна же быть и госприемка. Хотя бы для того, чтобы учителя русского языка слово "корова" на доске мелом с ошибками не писали. Это во-первых.
А во-вторых, надо бы позволить обучающим центрам самим набирать себе студентов, за качество которых они перед этими "аттестационными комиссиями" будут потом отвечать. Возможно, даже не отменяя ЕГЭ. Как – вуз вполне способен определить самостоятельно. Например, оставив необходимый балл по ЕГЭ в виде обязательного "допуска" к вступительным испытаниям, собеседованию "с правом отказа" или еще как. Если даже рабочий на конвейере не отвечает за качество "заготовки", которую ему в приказном порядке "выдают", то о какой ответственности за качество конечной продукции можно говорить вообще?! Как-то весьма безалаберно передавать "условный ОТК" на уровень самих "изготовителей заготовок", т.е. средней школы. У них свой "план". Который даже безо всяких "коррупционных моментов" им необходимо "гнать".
Кстати, именно в этом и есть системный и неисправимый недостаток "реформы образования", идущей в нашей стране. Ибо она изначально строилась от начальной школы и дошкольного образования к средней, а потом и высшей. А по уму надо бы наоборот: государство и "народное хозяйство" определяет задачи по выпуску специалистов и соответствующий набор требований к этим специалистам и к высшей школе, этих специалистов "выпускающей". Высшая школа выдвигает набор требований к абитуриентам, из которых она этих специалистов и будет готовить, и необходимый ей для исполнения стоящих перед ней задач, т.е. к школе средней. И - далее по цепочке. А когда начинают с самых маленьких и ставят общие задачи по "созданию нового человека" через непрерывный процесс "от колыбели до могилы", то можно просить триллионы из бюджета "на реформу" до бесконечности. Все равно никаких критериев оценки не существует, а ответственности вообще никто не несет.