Западные эксперты недавно признали единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" худшим за всю историю. Однако ВМФ избавляться от него не собирается. Летом 2017 года стало известно, что на его ремонт выделят до 50 млрд рублей. Тогда же заместитель главкома Военно-Морского флота России вице-адмирал Виктор Бурсук анонсировал постройку нового авианесущего крейсера. Своими разработками занимается и Китай. В 2019 он планирует ввести в строй авианосец собственного производства. Си Цзиньпин поставил задачу ускорить модернизацию флота, и эксперты признают, что ее темпы беспрецедентны. Западные журналисты ставят вопрос, не наступят ли времена, когда уже Россия будет закупать авианосцы у Китая. Между тем у соседней страны грандиозные планы развития, которые крайне беспокоят США. Илья Плеханов рассказывает об экспансии ВМС Китая и "авианосном" будущем трех держав.
Китай
В мае этого года второй авианосец Китая начал свои ходовые испытания в море. 13 мая он покинул Даляньский судостроительный завод и отправился в свое первое плавание, а через пять дней вернулся на верфь. Ожидалось, что в 2020 году этот первый авианосец (CV-17) собственного китайского производства встанет в строй, но сейчас уже говорят о том, что это произойдет досрочно в 2019 году. На его борту могут базироваться от 28 до 36 истребителей "Цзянь-15" (J-15). Строительство CV-17 заняло всего два года. Для сравнения: бывший "Варяг" китайцы купили в 1998 году, а в строй он встал только в 2012 году.
Западные аналитики отмечают, что строительство крупнейшего в истории страны военного корабля дает Китаю бесценный индустриальный опыт, так как выстраиваются производственные цепочки, растут компетенции компаний, обучаются специалисты. Новый CV-17 очень похож на авианосец "Ляонин", но в этом нет ничего страшного, хотя на Западе многие смеются над вторым китайским авианосцем и заявляют о его техническом отставании. Но, например, американские авианосцы типа "Нимиц" строятся по одной модели 40 лет, и именно это позволяет потом судостроительной индустрии сделать шаг вперед и выйти на новые классы кораблей. Китай рассматривает свои первые два авианосца скорее как тестовые образцы перед дальнейшим прыжком.
Эксперты отмечают, что CV-17 пока не сможет стать ядром авианосной ударной группы, так как не обладает соответствующей дальностью автономных операций, зависит от авиаразведки наземного базирования (не в состоянии запускать самолеты с системой раннего оповещения) и несет слишком мало самолетов.
Но Китай приступил к строительству третьего авианосца в Шанхае, СМИ пестрят сообщениями о том, что Пекин рассматривает проекты по созданию своего первого атомного авианосца. Третий китайский авианосец Type 002, возможно, и будет атомным и будет больше походить на американские разработки типа "Джеральд Форд", а не на советские модели.
Китайская судостроительная корпорация (CSIC) весной заявила, что планирует утроить усилия для достижения требуемых технологических прорывов при создании авианосцев с ядерными энергетическими установками. Предполагается, что такой авианосец может появиться у ВМС Китая уже в 2025 году.
Сколько будет авианосцев у Китая, пока неизвестно. Сообщается о создании от 4 до 6 авианосных групп. Заявленная цель, как пишет PLA Daily, — обеспечить "прорыв" флота Китая через первую цепь островов (Япония, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) и установить влияние Китая на западе Тихого океана. Так или иначе, все аналитики сходятся на том, что темпы строительства авианосцев, модернизации и расширения военно-морских сил Китая беспрецедентны.
В апреле этого года председатель КНР Си Цзиньпин, который возглавляет Центральный военный совет, представил обзор ситуации в Южно-Китайском море, призывая страну к созданию нового облика военно-морского флота:
Задача построить могущественный народный флот никогда не была такой срочной, как сегодня. Мы обязательно ускорим модернизацию военно-морского флота и построим военный флот мирового класса.
В США с тревогой следят за развитием ВМС Китая, резонно предполагая, что новые авианосцы и корабли будут играть заметную роль в Тихом океане, уменьшая возможности и влияние США. Существуют опасения, что при таких темпах развития и отсутствии мер по предотвращению китайской экспансии Поднебесная без единого выстрела выдавит США из Южно-Китайского моря и сделает проблематичным оказание помощи Тайваню в случае военного решения конфликта.
Будущий глава тихоокеанского командования США адмирал Филип Дэвидсон недавно отметил перед Конгрессом США, что Китай практически готов контролировать все Южно-Китайское море и готов к любому военному сценарию кроме полномасштабной войны с США. Он подчеркнул, что американскому флоту необходимо новейшее оружие, включая гиперзвуковое, и оружие направленной энергии, чтобы успешно противостоять возможностям Пекина. По словам адмирала, сегодня в Китае происходит "самая амбициозная модернизация вооруженных сил в мире", и за последние 30 лет страна добилась паритета с США в ряде критических областей. Сегодня преимущество США заключается не столько в технологическом развитии, сколько в наличии реального боевого опыта, навыков военнослужащих и умении вести слаженные боевые действия. Дэвидсон считает, что сегодня победа США в морской войне с Китаем уже не гарантирована.
Новый командующий тихоокеанским флотом США адмирал Джон Аквилино заявил, что Тихий и Индийский океаны - самые важные регионы международной геополитической конкуренции, а уходящий главком тихоокеанского флота адмирал Скотт Свифт, имея в виду растущее военное присутствие Китая в Тихом океане, отметил, что новая модель отношений, которая сегодня строится на наращивании военной мощи, а не на международном консенсусе, обкатывается в Тихом океане и переносится в регион Индийского океана.
Согласно исследованию аналитической организации C4ADS, китайские проекты оказания финансовой помощи в модернизации 15 портов в Индийском и Тихом океанах в рамках проекта "Один пояс и один путь" имеют мало отношения к экономическому развитию и укреплению международных связей. Они призваны обеспечить материальную поддержку ВМС Китая. Китай не собирается ограничиваться первой военно-морской базой в Джибути. Рано или поздно он откроет и другие (в качестве перспективных и реалистичных называют порты в Пакистане, Мьянме, Шри-Ланке и на Мальдивах).
Китайские военные эксперты рассказывают, что база в Джибути служит точкой обслуживания судов Китая в регионе, а также позволяет держать руку на пульсе судоходства через Суэцкий канал. Впрочем, база будет служить для поддержки операций ВМС Китая в Индийском океане и для более оперативного реагирования на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке. До создания базы в Джибути китайские ВМС использовали порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков. Китай, кстати, подарил береговой охране Сейшел патрульный катер в знак благодарности за прием своих военных кораблей.
Сегодня Пекин участвует в коммерческих инфраструктурных проектах в порту Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря и порту Хамбантота в Шри-Ланке. Хотя эти проекты коммерческие, в том же Гвадаре Китай предлагает пакистанцам услуги по обеспечению безопасности порта.
На Мальдивах Китай в рамках концепции "Морского Шелкового пути XXI века" инвестирует в инфраструктурный портовый проект iHavan. Ожидается, что Мальдивы не смогут выплатить огромные долги, по сути, все объекты в будущем перейдут под контроль Пекина. Действуя по формуле "Политика — это большая экономика", Китай в теории может развернуть береговую инфраструктуру на основе своих коммерческих активов в других странах, не обязательно прибегая к уже существующим зарубежным портовым услугам, которыми пользуются ВМС других стран.
Надо отметить, что слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему Мировому океану циркулируют, как минимум, с 2014 года. Агентство Синьхуа в свое время "рекомендовало" создание баз в портах Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).
Мало кто верит, что Китай сможет закрепиться во всех этих точках и тем более открыть там базы, но можно напомнить, что в 2014 году никто не верил и в базу Китая в Джибути. Тем не менее сегодня это уже реальность.
Сюй Гуаньюй, отставной генерал-майор и старший советник в Ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, на страницах газеты Министерства обороны Китая PLA Daily заявил, что Китай построит 10 баз для своих авианосцев. Там также будут базироваться ударные подводные лодки и эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием.
Профессор из Университета Фудань в Шанхае Шэнь Динли заявил, что США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет. Теперь пришло время Китаю делать то же самое.
США
В этом мае новейший американский авианосец "Джеральд Форд" (CVN-78) снова вышел из строя. Предыдущая поломка случилась в январе и была связана с проблемами с силовой установкой. Корабль должен встать на боевое дежурство в 2022 году, но сегодня сроки уже сдвигают к 2024 году. Изначально на флот он должен был быть поставлен еще в сентябре 2015 года.
Авианосец в итоге на бумаге обошелся США в $12,9 млрд и стал первым новым проектом авианосцев США за 40 лет. Ожидается, что "Джеральд Форд" останется в строю вплоть до 2070-х. Тем не менее в ходе испытаний открываются одни проблемы за другими, и на их устранение и доработку систем требуются новые суммы денег. Буквально на днях стало известно, что необходимо влить в проект еще $120 миллионов.
Сегодня также идут работы по строительству еще двух авианосцев этой серии. Авианосец "Джон Ф. Кеннеди" (CVN-79) готов на 75%. Он обойдется в $11,4 млрд. В 2025 году "Джон Ф. Кеннеди" должен в теории заменить авианосец "Нимиц". Авианосец "Энтерпрайз" (CVN-80) призван заменить "Дуайта Эйзенхауэра" в 2027 году. Суммарная стоимость всей программы по строительству трех новейших авианосцев может превзойти $42 млрд.
Сегодня США оперируют 10 авианосцами, если не считать пока небоеспособного "Джеральда Форда", а осенью прошлого года за долгое время американцы держали 7 из них в море одновременно. В планах – флот с 12 новыми авианосцами через 30 лет. Безусловно, в этом отношении США на голову превосходят Китай с его амбициозными грандиозными планами по созданию своих авианосных групп, даже если представить, что их будет шесть. Тем не менее американцы озабочены созданием китайских и российских противокорабельных ракет и наличием подводных лодок, которые представляют угрозу для авианосцев. Авианосцы США станут приоритетной целью в случае военного конфликта с технологически развитыми державами, все это прекрасно понимают.
В октябре прошлого года в США прошли впервые за многие годы учения по защите авианосцев от потенциальных врагов в лице России и Китая. В море "оборонялся" авианосец "Теодор Рузвельт", а подводные лодки ВМС США играли роль "плохих парней". Американцы также после долгого перерыва отрабатывали групповые превентивные атаки самолетов со своих авианосцев на надводные цели на дальних расстояниях, отыгрывая варианты "агрессивного присутствия" и поражения противника до того, как тот начнет наносить удар по авианосцу.
В США рассматривают сценарии столкновения американской авианосной группы и китайской в море. В этом случае 13 китайских самолетов J-15 встретятся с 34 самолетами F/A-18 Hornet и самолетами раннего обнаружения и радиоэлектронного подавления. У китайцев нет никаких шансов на победу. Но если Китай разместит противокорабельные ракеты на всех рифах и островах, он сможет наносить удары по американским авианосным группам практически во всех водах Южно-Китайского моря. Поэтому в американских сценариях сначала "Томогавки" разрушают до основания всю китайскую инфраструктуру на островах, и только потом в район действий выдвигаются авианосцы. Впрочем, такое развитие событий будет означать уже полномасштабную войну двух мировых держав с возможным ядерным обменом.
Россия
Сегодня у России один авианосец (тяжелый авианесущий крейсер) "Адмирал Кузнецов", который находится в ремонте и должен вернуться на флот в 2021 году. Он отметился в 2016 году участием в сирийской кампании и применением палубной авиации в боевых условиях.
По мнению военных экспертов, наличие "Кузнецова" в составе вооруженных сил России скорее носит статусный характер. В той же сирийской кампании вылеты с палубы не сыграли значительной роли, но само наличие авианосной группы и ракетных вооружений на ее кораблях дает другим странам знать, что у России есть свои военно-морские интересы, с которыми придется считаться.
В прошлом году тогда еще первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявлял, что в ближайшее время будет заложено 6 авианосцев, что уже, очевидно, не произойдет.
Летом же 2017 года начались разговоры о закладке атомного авианосца в 2025 году. Заместитель министра обороны Юрий Борисов сказал:
Я могу подтвердить, что в планах проекта новой госпрограммы вооружений, на финише, уже к 2025 году, у нас есть намерение строительства нового авианосца.
О создании авианосца проекта "Шторм" водоизмещением до 100 тысяч тонн говорят с 2013-2015 годов. Ожидается, что его строительство может занять 8-9 лет, он обойдется в 350 млрд рублей. С ледовой защитой этот авианосец будет способен работать в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана.
В мае ТАСС сообщил, что Объединенная судостроительная компания до конца 2018 года представит на рассмотрение в Минобороны РФ несколько доработанных аванпроектов нового авианосца. В случае положительного решения по одному из вариантов "техническое проектирование корабля, подготовка проектно-конструкторской документации могут начаться с 2019 года, авианосец может быть заложен в 2021-2022 годах, его строительство продлится около 10 лет". В госпрограмме вооружения на 2018-2027 годы предусмотрено "начальное финансирование" нового авианосца.
Проблема даже не столько в деньгах, а в том, что у России нет опыта строительства корабля такого уровня, научно-технического потенциала, промышленной базы, кадров, нет пригодных для этой задачи судостроительных верфей. Есть опасения, что к моменту ввода в строй нового авианосца образуется и большой пробел в подготовке летчиков палубной авиации на новых самолетах ВМФ, так как устаревающий "Кузнецов" не даст возможность нормально тренироваться.
Периодически зарубежные СМИ спекулируют на тему, не придет ли в обозримом будущем время, когда уже России надо будет закупать авианосцы у Китая, а не наоборот. Впрочем, главный вопрос в другом: нужны ли вообще авианосцы России и в каком количестве. На этой теме сломано много копий. Предполагается, что в идеале России есть смысл иметь один авианосец в Средиземном море, один – в Арктике, и еще один – в Тихом океане. С другой стороны, если не вести конфликты "малой интенсивности" вдали от России, то представляется разумным акцент на подводных лодках, противокорабельных ракетах и универсальных десантных кораблях.
В свое время американский ресурс Military Times попытался сравнить военные возможности и стратегии США и России, в том числе обращая внимание на наличие авианосцев. Но авторы признали, что это как сравнивать яблоко с апельсином.
Россия — это евразийская сухопутная держава с интересами в Восточной Европе, Средней Азии и частично на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия пытается обезопасить себя на огромных просторах Евразии. США — морская держава с глобальными интересами и сетью военных баз по всему миру, оторванных от дома десятками тысяч километров. Российские вооруженные силы — это силы обороны территории, сдерживания и срыва блицкригов. Вооруженные силы США — это инструмент быстрой атаки и глобальная логистическая сеть. Да, если смотреть просто на цифры, на бюджеты, то армия США превосходит российскую. Но в современной войне дело давно уже не в количестве, а в географии, политике и ландшафте театра военных действий.
У США 10 авианосцев, у России всего один, но это ничего не значит, так как больше ей и не надо, по мнению Military Times. Зато у России есть модернизированная ядерная триада, система ПВО и неизвестные Западу, но внушающие опасения возможности ведения радиоэлектронной борьбы.