Статьи

С больной головы на здоровую: чем украинский иск в Гааге угрожает России

С больной головы на здоровую: чем украинский иск в Гааге угрожает России

В Международном суде ООН завершились слушания по иску Украины, которая обвиняет Россию в поддержке террористических организаций и в других нарушениях международных конвенций. Решение должно быть вынесено до конца апреля. Юрист Илья Ремесло изучил аргументы сторон и дал свой прогноз о перспективах иска.

Международный Суд ООН – главный судебный орган Организации Объединенных Наций (ООН). Его цель – "мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживать или разрешать международные споры или ситуации, которые могут привести к нарушению мира".

Аргументы сторон: кто виноват?

Международный суд ООН

В своем иске украинская сторона утверждает, что после "оранжевых" протестов 2004 года она стала объектом давления, которое достигло своего пика в 2014 году. Россию обвиняют в "военном вмешательстве в дела Украины, финансировании актов терроризма и нарушении прав миллионов граждан Украины, в том числе права на жизнь".

В иске говорится о том, что Россия инициировала и поддерживала вооруженное восстание против украинской власти и государства в Крыму и Донбассе. Также Россию обвиняют в финансировании "террористических групп" (под которыми украинские власти понимают ДНР и ЛНР) и их укрывательстве. Крушение Боинга MH17 и артиллерийские обстрелы мирного населения - это тоже вина России, считает Украина.

Олена Зеркаль, заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции

Украина выдвинула четыре основных требования: обязать Россию эффективно контролировать свою границу, прекратить поставки оружия на территорию Украины, не оказывать поддержку незаконным вооруженным формированиям, а также воздержаться от любых актов этнической дискриминации в Крыму.

Также Украина хочет, чтобы суд принял "временные меры", обязывающие Россию прекратить поддержку народных республик.

Российская сторона на слушаниях (слева направо): Роман Колодкин (глава правового департамента МИД), Илья Рогачев (директор департамента по вопросам новых вызовов и угроз), Григорий Лукьянцев (заместитель директора департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека)

Россия в ответ заявляет, что украинские обвинения не подтверждены доказательствами, и отмечает, что Украина политизирует судебный процесс. Представитель России Колодкин, выступая в прениях, напомнил, каким образом разворачивались события на Украине в начале 2014 года. Рассказал о столкновениях в центре Киева, противостоянии с представителями органов правопорядка, которое закончилось государственным переворотом и разгулом радикалов.

Россия обратила внимание суда на притеснение русскоязычного населения на Украине, о чем свидетельствовала трагедия в Одессе в мае 2014 года. Колодкин указал на то, что обстоятельства произошедшего в Одессе так и не были установлены, а виновные не понесли никакого наказания. А по крымскому вопросу представитель российской делегации высказался так: во время распада Советского Союза и выхода из него Украины никто не поинтересовался мнением жителей полуострова о территориальной принадлежности.

На контраргументы украинской стороны следует обратить особое внимание. В частности, Украина всерьез ссылалась на прецедент, подобный российскому, в деле "Никарагуа против США", в котором суд принял решение против США.

Президент Никарагуа Даниэль Ортега

Для справки: по данному делу в 1986 году суд установил, что США, развязав войну в Никарагуа, "совершили деяния, которые нарушили следующие международно-правовые обязательства США: не вмешиваться в дела другого государства, не применять силу в отношении другого государства, не посягать на суверенитет другого государства". Была взыскана огромная компенсация, но Штаты отказались ее выплачивать. В результате Вашингтон отказался от признания решений Международного суда ООН.

Украина, ссылаясь на данный прецедент, признает, что ее главный партнер и защитник сам совершал действия, в которых она сейчас обвиняет Россию.

Кто террорист?

Обвинения в российском давлении на Украину абсурдны. Украина с 90-х годов прошлого века была предоставлена сама себе до такой степени, что это позволило прийти к власти антироссийски настроенному Ющенко и другим деятелям "оранжевой революции". В это же самое время, по признаниям американских властей, США направляли украинским политикам миллиарды долларов. Результат этих инвестиций мы наблюдали на Майдане, когда США, опираясь на своих марионеток, осуществили свержение законно избранного президента и правительства.

Помощник госсекретаря США Виктория Нуланд раздает "печеньки" на Майдане

Но к американским властям у Украины нет претензий. Странно, не правда ли?

Для того, чтобы оценить обоснованность обвинений украинских властей в терроризме, следует разобраться с определением того, что есть терроризм. Так, в законе Украины "О борьбе с терроризмом" терроризм – "общественно опасная деятельность, которая заключается в сознательном, целенаправленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств на жизнь или здоровье ни в чем не повинных людей или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей".

Какие именно из этих действий совершили ДНР и ЛНР? Они не захватывали заложников, не запугивали население, не совершали поджогов и взрывов, иных устрашающих актов. На территории ДНР и ЛНР совершаются убийства, но это убийства оппозиционных Украине полевых командиров. Мы не наблюдаем никаких терактов, захватов заложников на территории Украины.

С самого начала "антитеррористической операции" Киева было ясно, что использование закона о борьбе с терроризмом – это лишь предлог для прикрытия войны с собственным народом.

И если киевские власти считают ДНР и ЛНР террористическими организациями, то следует в первую очередь поинтересоваться, признают ли их таковыми международные организации? Ответ очевиден – ни ООН, ни другие международные организации не признавали донбасские республики террористами.

Заседание Совета министров ДНР

А вот деятельность так называемых "добровольческих батальонов" на Украине, убивавших и грабивших мирных жителей (что признают и власти Украины) – не подпадает ли она под определение терроризма?

У представителей ООН, в которой Украина просит защиты "от российского терроризма", мнение о деятельности украинских "добровольческих батальонов" сложилось однозначное. Еще в прошлом году специальный докладчик ООН по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях Кристоф Хейнс указал: "Обеспокоенность вызывает то, в каких масштабах эти группы используют насилие или угрозы насилия для оказания давления на лиц, придерживающихся других убеждений, на судебную систему, журналистов и другие механизмы подотчетности".

Бойцы добровольческих батальонов позируют для украинского ТВ

Права человека не для Украины

Удивительно, но именно Украина, обвиняющая Россию в нарушении прав человека в Крыму и на Донбассе, официально приостановила действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Был принят специальный Указ Президента Украины № 875/2014 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 ноября 2014 "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях".

Пункт 7 данного Указа гласит, что МИД Украины направит Генеральному Секретарю Совета Европы уведомление "о принятии Украиной на отдельных территориях в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях в связи с имеющейся общественной опасностью, которая угрожает жизни нации, мер, отступающих от обязательств Украины по Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод".

Все это делается в противоречии со ст. 15 Конвенции, в которой сказано, что отказ от соблюдения положений конвенции допускается лишь в исключительных случаях (например, война, однако на территории Украины до сих пор не введено военное положение). Это сделано для того, чтобы избежать подсудности международных судов, в первую очередь — Европейского суда по правам человека, куда жители Донбасса, пострадавшие от беззакония украинских властей, подали десятки тысяч жалоб.

Зал Европейского суда по правам человека


Количество задержанных диверсантов, засылаемых в Крым, исчисляется десятками, последний известный случай произошел в августе 2016 года. Диверсанты Минобороны Украины планировали теракты в Крыму и устроили прорыв на границе с Крымом, в результате чего погибли двое российских военнослужащих. Теракты готовились на критически важных элементах инфраструктуры и жизнеобеспечения Крыма, их целью была дестабилизация социально-политической обстановки на полуострове во время подготовки и проведения выборов.

Перспективы иска Украины

Очевидно, что шансы на удовлетворение иска Украины крайне малы. Это осознают и российские власти, согласившиеся участвовать в суде и признавать его решение.

Даже в случае, если суд вынесет решение не в пользу России, как фактически можно его исполнить? В настоящее время наблюдатели ООН и ОБСЕ не подтверждают факты участия России в украинском конфликте. Механизма, который позволял бы принудить Россию к каким-то действиям, просто не существует.

Истинная цель подачи украинского иска – это политический пиар и раздувание в медийном поле образа "России-террориста".