Покорить Эверест — для многих сегодня лучший способ провести отпуск. Еще в начале XXI века восхождение на гору было подвигом, преодолением себя, ежечасным испытанием собственных возможностей даже при должной подготовке. Сегодня бурное развитие альпинистского туризма значительно упростило подъем. В 1953 году гора покорилась новозеландцу и шерпу, и с тех пор к ней тянутся толпы желающих оставить свой след и флаг наверху. Теперь нет необходимости проходить многомесячные тренировки, группа инструкторов и всевозможных агентств к услугам — нужны только желание и деньги. Так, в погоне за впечатлениями и прибылью туристы и власти совсем не заметили, что их вторжение неминуемо ведет к экологической катастрофе. Сергей Харламов - о том, во что превратили Эверест.
Группка к группке
Согласно отчету базы данных Гималайских восхождений, которую ведут активисты под руководством альпинистки Билли Бирлинг, общее количество взошедших на Эверест — самую высокую вершину мира — равняется 8306 людям. Из них только 4833 — туристы, впервые поднявшиеся на гору. Остальные — это инструкторы и шерпы, не раз совершавшие восхождение.
В среднем за год Эверест покоряют около 600 человек. Делается это в два сезона — весенний и осенний. Именно в эти времена года у людей есть по два месяца, чтобы взобраться на вершину, избежав неблагоприятных погодных условий. Абсолютное большинство смельчаков проводят у горы и на тропе восхождения как раз около двух месяцев — перед рывками необходимо делать долгие привалы для постепенной акклиматизации.
Для каждого участника экспедиции поход на самую высокую точку мира обходится в среднем в 85 тысяч долларов. Около 10 придется заплатить государственным органам Непала, около 20 тысяч — за трансфер и размещение у подножия горы, еще примерно по 10 тысяч долларов обойдется каждый отдельный этап восхождения. Стоимость варьируется в зависимости от качества услуг туроператора, способа восхождения и того, со стороны какой страны начинается маршрут.
Значительную часть оставшейся суммы занимает снаряжение. А его нужно много, чтобы жить в горах от двух недель до двух месяцев. Помимо еды и стандартного альпинистского комплекта, на себе нужно тащить еще баллоны с кислородом. Все это прибавляет вес, и чем выше ты поднимаешься, тем сложнее становится это нести. И именно здесь мы подходим к главной проблеме горного альпинизма на сегодня — мусору.
Фекальный коллапс
Долгое время этот момент особо никого не заботил. На гору поднималось по 20-40 человек в год, и, оставь они там даже всю свою снарягу, гора не заметила бы прибавки. Когда же только в один сезон твои склоны могут посетить 400 человек и все они ходят одним и тем же туристическим маршрутом, страх за сохранность склонов становится ощутимым.
В 2015 году в Ассоциации альпинизма Непала забили тревогу: туристы оставляют после себя слишком много фекалий и мочи! По мнению сотрудников организации, гора буквально утопает в испражнениях, которые годами копились вокруг четырех базовых лагерей. На полном серьезе: вокруг баз невозможно было сделать новую яму для туалета, чтобы не наткнуться на уже закопанный другими путешественниками "клад".
Сегодня ни один высотный лагерь не имеет специально оборудованного места - туалета, и альпинисты для оправления естественных надобностей обычно выкапывают лунки, оставляя в снегу как свои отходы, так и туалетную бумагу. В течение многих лет массовых восхождений на Эверест вокруг высотных лагерей теперь можно наблюдать целые "поля" подобных "туалетов", - говорит президент ААН Анг Тсеринг.
Между лагерями люди оставляют после себя, по словам корреспондента Time Брайана Уолша, "пирамиды человеческих экскрементов". Жуткая ирония: через 15 лет после своего "золотого" юбилея восхождений гора Эверест остро нуждается в золотаре.
Два самых популярных маршрута не только переполнены, но и угрожающе загрязнены выделениями человеческих организмов. Человеческие отходы сочатся из ледников, лагеря просто тонут в экскрементах, - жалуется альпинист Марк Дженкинс в National Geographic.
А сколько там еще других отходов... Экологические экспедиции энтузиастов с 2008 года ежегодно собирают по 13 тонн мусора: пустых кислородных баллонов, разорванных палаток и других остатков жизнедеятельности.
Власти Непала и Китая пытались бороться, организовывая правительственные экспедиции по уборке склонов и введя экологический сбор с туристов, но все это не увенчалось особым успехом. При этом сам налог по-прежнему нужно платить.
Единственная работающая схема была придумана властями Непала — залог в 4000 долларов. Чтобы получить деньги обратно, турист должен принести со склона минимум 8 кг мусора, а также все свое снаряжение, и постараться ничего после себя не оставлять. Но мусора на Эвересте так много, что можно выбросить что-то на высоте, а потом набрать недостающие килограммы где-нибудь вблизи баз.
Нельзя винить в этом только альпинистов, — пишет Дженкинс. Даже в самых лучших условиях восхождение — это выматывающее и опасное предприятие. Бросить использованные банки и бутылки — это значит сохранить энергию, иногда жизненно важную. Но факт остается фактом: накапливающиеся горы мусора уничтожают одно из самых прекрасных и уникальных мест на планете.
Проблема шире, чем кажется. Мусор, который оставляют, закапывают и выкидывают в ущелья, со временем попадает в горные реки, которые являются для региона стратегическим запасом пресной воды. Отравленная экскрементами и мусором вода затем попадет в реки Инд, Ганг, Янцзы и Хуанхэ, которые являются источником ирригации трети населения планеты.
Смерть на свалке
На фоне этой экологической катастрофы не такой заметной кажется проблема смертей на Эвересте. Погибших особо никто не считает: мало ли, кто вдруг вздумал подняться на гору в неположенном месте в одиночестве ради очередного рекорда. По некоторым данным, на склонах погибло 240 человек.
В 2014-2015 годах сезоны были просто ужасными для подъема: подводила погода, произошло землетрясение. Погибло 16 опытнейших проводников, после чего один из туристических маршрутов был досрочно закрыт. В среднем же каждый год гибнет 5-6 человек.
И их тела остаются на склоне, зачастую около троп, по которым ходят другие люди. Их никто не закапывает и не пытается вывезти. Одно дело собрать 30 кг пластика и банок, другое — вынести 70-килограммовое тело. Минимум 20 тел лежат возле общих троп.
Для местных ситуация в порядке вещей. Более того, шерпы используют трупы в качестве ориентиров: яркие комбинезоны, так и не спасшие владельцев от холода, видны за пару километров при ясной погоде.
Гора продолжает оставаться опасным, экстремальным местом, и тем удивительнее слышать об экспедициях богатых людей, имеющих проблемы со здоровьем. Немец Томас Вебер перенес операцию на мозге и все же решил что-то себе доказать. В 2006 году он нанял целых пять проводников, которые должны были спасти его в любой ситуации. На последнем рубеже Вебер, имевший проблемы со зрением из-за операции, вовсе потерял его и на обратном пути умер. Богач оставил на горе не только свои деньги, но и жизнь.
Гора убивает людей даже при ясной погоде. В том же 2006 году в сезон погибло 15 человек. При более жестких условиях неподготовленные люди закончили бы восхождение раньше и выжили, но, не увидев предпосылок ни к чему плохому, не соизмерив силы, они погибли в ловушке идеальных условий из-за скрытых проблем со здоровьем.
Никакой доктор не проверит путника у подножия горы, некому запретить подъем, в результате люди зарабатывают себе воспаления легких, разреженный воздух вскрывает хронические болезни, изменение давления нарушает работу мозга — кислород усваивается значительно хуже, чем на низких высотах. Чем выше оказываешься, тем сложнее делать даже простые вещи.
На высоте в 8000 метров нет лишних сил, чтобы тащить другого человека. Вереницы других путешественников могут пройти мимо и не помочь, пусть даже умирающий будет просить их об этом.
Одна британская пара, Йен и Кэтрин Вудхолл, в 1998 году поднималась и увидела девушку, замерзавшую около тропы всего в 350 метрах от вершины. Это была Френсис Дистефано, она собиралась стать первой женщиной, покорившей гору без кислородных баллонов. Она двое суток лежала на тропе, и мимо проходящие не трогали ее, никто не был готов помочь. Вудхоллы долго собирали деньги на восхождение и не смогли завершить его, из сострадания истратив ресурсы на помощь Френсис.
В итоге они все равно не смогли спасти ее. Лишь через 8 лет они вернулись туда из чувства угрызений совести. Все, что они могли сделать для нее на высоте 8 километров, – накрыть тело американским флагом, вложить записку от сына в карман куртки и столкнуть в ущелье.
В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера. Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил, - оправдывается японка Мико Имаи, ветеран гималайских экспедиций.
Единственным реальным способом уберечь и людей от горы, и гору от людей может стать ограничение прохода на Эверест. Официальные лица Непала и Китая уверяют, что прорабатывают этот вопрос. Однако ждать от них реальных действий не приходится — регион зарабатывает в среднем по 50 тысяч долларов с человека, никто не захочет просто так отказаться от такой прибыли, где все риски на себя берет сам клиент.
За сотню лет восхождений гора уже очень сильно изменилась. Что будет с ней в ближайшие годы при сохранении такого темпа "туристических потоков", сказать трудно. Это не город или музей, где можно справиться с помощью техники, туда не долетит вертолет, не пройдут яки. И даже в таком труднодоступном месте человек умудрился "насолить" природе.