Журналисты "Коммерсанта" выяснили, что среди кандидатов в Госдуму по одномандатным округам есть 24 пары выдвиженцев со схожими или одинаковыми фамилиями, не менее 15 из них имеют признаки "двойников", призванных оттянуть голоса у опытных политиков.
По мнению кандидата политических наук, заместителя руководителя департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ Романа Пармы, технология используется, чтобы ввести избирателей в заблуждение.
"Выдвижение кандидатов-двойников на выборах относится к т. н. грязным избирательным технологиям. Чаще все это кандидаты-однофамильцы, а иногда совпадают полностью имя и отчество. Граждан пытаются запутать, чтобы, не разобравшись в деталях, они проголосовали на избирательном участке не за тех кандидатов, которым готовы были отдать предпочтение. Таким способом вводят избирателя в заблуждение, производится манипуляция с его голосом. В результате основной претендент или конкурент теряют голоса своих избирателей, их голоса растаскиваются между однофамильцами", — пояснил он.
Политолог напомнил, что такая практика использовалась на выборах в России в "лихие 90-е" годы, но затем избирательные нормы были ужесточены и усовершенствованы, ограничена возможность применения таких "черных технологий".
"В настоящее время технология выдвижения кандидатов-двойников встречается во многих странах, даже имеющих давние демократические традиции проведения выборов. Например, в прошлом году в США на проходивших вместе с выборами в сенат в ряде штатов были зарегистрировано немало кандидатов-спойлеров. Во Флориде на выборы заявился кандидат-двойник Алекс Родригес, который, набрав около 3% голосов, не дал основному претенденту от демократов с той же фамилией одержать победу", — рассказал Парма.
Он добавил, что в отношении проходящих выборов депутатов Государственной Думы РФ говорить, что технология сегодня используются как инструмент межпартийной борьбы, не приходится: заказчики чаще всего кандидаты-одномандатники. При этом, по его словам, технология сегодня является малоэффективной.
"В целом сегодня технология двойников оценивается не только как "грязная", но и как малоэффективная. В 1990-е годы можно было за ее счет оттянуть несколько сотен голосов — этого иногда хватало, чтобы украсть победу, ведь при мажоритарной системе относительного большинства кандидату нужно набрать хотя бы на один голос больше, чем соперники. Сейчас правила формально те же, но уровень узнаваемости политиков радикально изменился, изменились и технологии коммуникации с избирателями, каналы донесения до них информации. В век смартфонов и социальных сетей, обилия информации эта реликтовая технология манипулирования эпохи 90-х работает крайне слабо. Да и российский избиратель стал более искушенным, обращая внимание на детали, на биографию кандидата, а не просто на фамилию в избирательном бюллетене", — заключил кандидат политических наук.