Рост зарплат и потребления в России привел к появлению нового среднего класса, рассказал на Всероссийской банковской конференции старший управляющий директор — главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
"Потребление у нас замедлялось с октября, но последние несколько месяцев оно остается довольно-таки сильным. В апреле случилось небольшое очередное [замедление], сохранится оно или нет — вопрос отдельный, но здесь очень важно, откуда это происходит. Понятно, что заработные платы растут. У нас появилось в некотором смысле то, что мы с коллегами называем новым средним классом", - цитирует аналитика РБК.
Средний рост зарплат, по его словам, составляет порядка 16–18%, а такие сферы, как обработка, IT и строительство опережают по этому показателю в 1,5 раза.
"В этих трех группах рост заработных плат — 25–27% год к году, и это второй год рекордного роста. Понятно, что огромное количество людей доходы свои фактически удвоили", - утверждает Матовников.
Именно рост зарплат, полагает эксперт, привел к тому, что не достаточно эффективно работают макропруденциальные ограничения ЦБ — меры, призванные минимизировать системные риски финансового сектора. Это связано с показателем долговой нагрузки (ПДН) нового социального класса.
"Они в принципе запретили выдачи кредитов с высоким ПДН, но тут прибыл целый новый класс заемщиков, у которых традиционно было немного денег и им не очень давали [кредиты], а теперь у них много денег и потребности изменились. На рынок вышел класс людей, которые были недокредитованы, и это произошло в регионах, в некоторых отраслях, где людям 30 лет недоплачивали, и это, конечно, структурно очень сильно влияет на объем и качество потребительского спроса", - разъяснил Матовников.
Банк России, обеспокоившись объемами необеспеченного кредитования, прошлой весной стал ужесточать регулирование сферы. Во-первых, были введены макропруденциальные лимиты (МПЛ) — прямые количественные ограничения на выдачу кредитов с определенными характеристиками, например ссуд с показателем долговой нагрузки (ПДН, соотношение платежей по кредиту к ежемесячному доходу заемщика) выше 80%. С 1 июля их допустимую долю снизили с 30% до 20%, с 1 октября — до 5%.
Во-вторых, ЦБ применил макропруденциальные надбавки — коэффициенты риска, применяемые при оценке выдаваемых ссуд, которые зависят от ПДН заемщика: чем выше долговая нагрузка клиента, тем больше капитала требуется от банка на выдачу ему кредита. С 1 сентября надбавки впервые затронули ссуды с ПДН выше 50%. В итоге банки стали намного чаще отказывать россиянам в выдаче займов. В августе финансовые организации отклонили 51,5% заявок на кредиты наличными, в сентябре — около 63%, в начале октября — уже 80%.