Мнение

Жизнь после: что изменится из-за пандемии

Жизнь после: что изменится из-за пандемии

"Нас ждет другая жизнь, мир не будет прежним, это цивилизационный сдвиг", — такие фразы все чаще можно услышать или прочитать. Вот и Павел Дуров, создатель "ВКонтакте" и мессенджера Telegram, присоединился к общему хору с туманным призывом подумать о будущем и создать "лучшую версию себя". Но что за этим конкретно скрывается, никто не знает. Очевидно, что коронавирус поменяет наши привычки. Руководители компаний уверены, что большую часть бизнес-процессов можно смело переносить в онлайн, некоторые сотрудники осознали абсурдность ежедневных поездок в офис, сервисы онлайн-доставки развиваются опережающими темпами. Что еще может поменяться, разбирался Андрей Васильев. 

Ценность офисов вниз

В период карантина изрядной части работников, от банкиров до руководителей СМИ, стало очевидно, что большую долю проектов можно спокойно делать из дома. К примеру, даже центральные телеканалы, которые традиционно до последнего остаются в эфире, перевели телеведущих на работу из домашних студий. Вполне эффективное решение в духе времени, которое порадовало зрителей сменой декораций: на фоне обоев, штор и горшков с цветами привычные лица стали выглядеть не так официально, как раньше. 

Ведущий "Россия 24" Роман Плюсов вещает из дома

Всеобщая "удаленка" подстегнула сразу несколько категорий бизнеса. Тех, кто создавал онлайн-сервисы для конференций и совместной работы, карантин только обрадовал. А вот собственники помещений по завершении пандемии могут столкнуться с новым форматом реальности — сокращением или полным отказом от аренды площадей.

Аналитик рынка недвижимости одного из крупных московских застройщиков Андрей Тищенко пояснил, что сейчас в компании заняты просчитыванием рисков.

Мы действительно наблюдаем снижение спроса как на метраж, так и на качественные офисы в целом. Большая часть тех, кто на время карантина взял тайм-аут, — это IT-компании со штатом от 150 человек и выше.

Все за город

Запросы на аренду загородной недвижимости, где можно "пережить бурю", увеличились на 150%. Директор риэлторского агентства Виктор Дюков отметил, что за месяц через его компанию прошло 25 сделок на трехмесячную аренду загородной недвижимости в Подмосковье.

Люди хотят быть подальше от крупных городов на время эпидемии. Ситуация уникальная, конечно, у нас в аренду сдались даже не самые ликвидные объекты, но люди все равно предпочли переехать на время. Длительность договоров — от трех месяцев до полугода.

Кроме того, жители Москвы стали активнее расселяться в ближайший пригород. Количество запросов на поиск загородной недвижимости для покупки возросло в 15 раз.

Мы отмечаем всплеск интереса не только к домам, но и к объектам временного пребывания, проще говоря, дачам и участкам. Создается впечатление, что именно пандемия напомнила россиянам о том, что свой дом вдали от шумного города может в итоге стать спасением не только от шума, но и от инфекций.
Фото iStock

Кроме того, россияне стали интересоваться даже заброшенными домами и искать пути, как их можно использовать легально. Вполне возможно, что в будущем произойдет "великое переселение народа" из тесных квартир и переполненных городов в частные дома со своим участком, куда можно спокойно выходить без разрешений правительства. А некоторых, быть может, увлечет сельское хозяйство: начнут выращивать больше своего, чтобы ООН не пугала голодом "библейских масштабов". 

Всё онлайн

Люди, массово оставшиеся дома, не только работали через интернет, но и пытались развлечься — смотрели сериалы, играли в игры. Онлайн-кинотеатры, магазины игр и другие онлайн-сервисы заработали на карантинных неделях миллиарды долларов по всему миру. Крупнейший стриминговый сервис и производитель сериалов и фильмов Netflix отчитался о рекордном росте подписчиков. Сервис прогнозировал в первом квартале прирост в 7 миллионов человек, но с начала года у него прибавилось 15,8 млн. Классические походы в кино тоже, возможно, останутся в прошлом. Крупнейшие производители контента, например FOX, Warner и другие резко переориентировались на производство онлайн-продуктов.

Школьники и студенты внезапно поняли, что карантин — это не выходные, а точно такая же учеба. Для сравнения, число ежедневных пользователей сервиса видеоконференций Zoom, который используют многие учителя для видеоуроков, увеличилось за последние 3 недели на 50% и составило 300 млн человек. Дистанционное обучение, как полагает ректор РАНХиГС Владимир Мау, в вузах сохранится и после пандемии — все же у студентов осознанности и самодисциплины больше, чем у школьников.

Онлайн-урок | Фото: РИА Новости

"Поднялись" и сервисы онлайн-образования. ТОП-3 самых востребованных курсов последних недель: программирование, дизайн, web-разработка. 

В небытие ушли и печатные СМИ. Трудоемкий процесс издания во время изоляции оказался невозможным. Электронные медиа почти полностью вытеснили "стариков" из всех возможных ниш.

Спрос на телемедицину и автономное производство

Директор немецкой рекрутинговой компании WebSource Ольга Штефан сообщила, что, несмотря на "посткарантинный" рост спроса на рабочие профессии, резко возросло количество запросов на поиск кандидатов, способных выстраивать бизнес-процессы.

Это все как раз из-за нестабильности производственных линий в период пандемии. Многие бизнесы столкнулись впервые с тем, что нет ни продаж, ни производства. В этих условиях пришлось экстренно думать, что производить и как вообще быть. Сейчас люди, которые смогут автоматизировать производство, обеспечить его непрерывный цикл, будут зарабатывать больше некоторых топ-менеджеров.

По словам Штефан, только в Германии спрос на телемедицинские сервисы в период пандемии увеличился в 10 раз, а это значит, что компании, создающие такие продукты для медиков и других стратегически значимых отраслей, ждет бурный рост. По мнению директора рекрутингового агентства, максимально возможная эффективность бизнеса без непосредственного контакта между людьми — это цель почти всех сознательных европейских компаний на ближайшее будущее.

Сюда мы включаем и бесконтактную логистику, и бесконтактные платежи, и максимально автономное производство. У нас сейчас в работе один клиент, производство которого встало из-за нескольких людей, заболевших коронавирусом. Теперь он в экстренном порядке решает, как перестроить производство на автоматизированное, а мы занимаемся поиском таких специалистов, которые не только понимают процесс, но и умеют его правильно выстраивать.

Трансформация сознания

Пандемия коронавируса принесла миру боль и страдания, однако неожиданно появились и некоторые плюсы. Внезапно оказалось, что трансформировать и цифровизировать все пространство вокруг — не бесполезная причуда технократов, а жизненная необходимость. Особенно остро встал вопрос использования беспилотного транспорта. 

Совершенно неожиданно для всех коронавирус сделал то, что откладывалось долгие десятилетия, — ускорил цифровую трансформацию мира и "убил" убыточные отрасли и бизнесы, которые либо не хотели адаптироваться под новые условия, либо делали это слишком медленно.

Доктор социологических наук Виктор Корнеев заявил, что распространение информации в электронном виде позволило выявить самые больные места в общественной структуре, и сразу после пандемии правительства разных стран смогут исправить изъяны в схемах управления. 

Врач удаленно наблюдает за пациентом | Фото: Владимир Астапкович/ ТАСС
Мы отчетливо видим, что потребность во врачах и медиках в целом становится куда более острой. Население растет в геометрической прогрессии, и если случается страшное, не программисты и не дизайнеры спасают жизни. Хотя и те, и другие, безусловно, нужны для поддержания нормальной работы медицинских учреждений хотя бы. Стало очевидно, что интернет способен изменить мир. В буквальном смысле этого слова.

Классическим игрокам — от туроператоров до авиаперевозчиков — придется перестраивать структуру управления компаниями. В условиях падения спроса буквально на все (на нефть, в первую очередь) придется срочно думать, как мотивировать людей в обычной жизни вернуться к нормальной способности покупать товары.

Не будут прежними ни сервисы такси, ни каршеринги, ни продажа смартфонов — всем без исключения придется думать, как трансформировать бизнес на случай глобального потребительского конца света, когда нет спроса на продукт, а производство останавливать нельзя.

Пострадают и традиционные отрасли. К примеру, в странах Центральной и Западной Европы из-за пандемии серьезно упала урожайность. Суть проблемы в том, что большую часть сельскохозяйственных работ в прогрессивных странах выполняли сезонные рабочие из бедных стран, однако риск заразиться коронавирусом и последующее перекрытие границ даже внутри ЕС спровоцировали настоящий кадровый голод, заместить который собственными трудовыми резервами Европа не в состоянии. 

Все события показывают, что в ближайшие месяцы после пандемии начнется активная модернизация электрического транспорта. Из-за обрушения цен на нефть и практически полного отсутствия спроса на черное золото страдают и фондовые рынки, и реальный сектор экономики. Все, за исключением… производителей электрических автомобилей. В этом можно легко убедиться, если посмотреть, сколько сейчас стоят акции компании Tesla на бирже.

Объявление о закрытии отеля в Ялте

Без путешествий по миру

Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер почти сразу заявил, что из-за коронавируса "прежнего мира, каким мы его знаем, уже не будет". Киссинджер оказался прав, но не потому, что весь мир перестанет существовать, а потому, что изменится механика взаимодействия между людьми. Не исключено, что первый год после победы над коронавирусом не все люди смогут путешествовать. Для въезда или выезда в определенные страны потребуется особый "паспорт здоровья" или иммунный паспорт, который гарантирует, что турист не является носителем смертельно опасных инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.

Мадридская ассоциация собственников отелей (AEHM) рассматривает возможность введения сертификата "отели без COVID-19" (COVID-19 Free Hotel). Возможно, испанские отельеры не самый удачный пример, однако именно так в ближайшие месяцы и годы будет жить весь мир. Это значит, что люди будут искать другие способы себя развлечь.