Министерство иностранных дел Финляндии выдало грузовому судну, застрявшему в порту Котка из-за санкций Европейского союза, разрешение следовать дальше по маршруту. Корабль задержали 9 марта во время погрузки удобрений, поставки которых, по версии властей республики, были связаны с человеком, фигурировавшим в санкционных списках.
По данным МИД Финляндии, действующие санкционные правила Евросоюза не препятствуют поставкам удобрений из России в ЕС или их транзиту. Однако в дело вступили персональные ограничения, поскольку по ним активы подсанкционных лиц должны быть заморожены.
"[Освобождение от заморозки] может быть предоставлено, если экспорт осуществляется в третью страну в целях обеспечения глобальной продовольственной безопасности. Таким образом, удобрения, задержанные в порту Котка, могут продолжить свой путь в виде исключения", – заявили в финском дипломатическом ведомстве.
19 марта Хельсинки получил подтверждение от потребителя удобрений, а через три дня разрешил дальнейшее движение груза. В то же время Финляндия, согласно правилам ЕС, провела консультации с Европейской комиссией. Судно под названием Smew может выйти из порта в ближайшие несколько дней: на его борту хранится до 20 тыс. тонн удобрений стоимостью €10–12 млн.
В течение 2022 года аналитики реконструировали экспорт и импорт РФ по "зеркальной" статистике ее торговых партнеров, продолжавшей публиковаться без существенных изменений. В прошлом году драйвером роста стали товары, не вошедшие в санкционные перечни или попавшие под ограничения перед 2023-м. Объектами прямых санкционных ограничений Соединенных Штатов и Евросоюза не стали цветные металлы. Никель и изделия из него показали наибольший экспортный рост - на 190% к 2021 году, до $5,8 млрд. На втором месте - удобрения с приростом в 54,3%, до $19,3 млрд. Третье место за минеральным топливом - рост на 42,8%, до $383,7 млрд, что составляет 65% от совокупного экспорта.
Турция заблокировала транзит грузов в Россию по параллельному импорту из-за давления Соединенных Штатов и Евросоюза. Теперь российские предприниматели вынуждены искать необходимые им товары напрямую в Турции и, возможно, производить их вместе с местными партнерами. После продления "зерновой сделки" Анкара сняла часть ограничений.