Статьи

Палестина негодует: что Москва и Вашингтон предлагают для мира на Ближнем Востоке

Палестина негодует: что Москва и Вашингтон предлагают для мира на Ближнем Востоке

Палестина готовится подать в Международный уголовный суд на Израиль. Это связано со строительством израильских поселений на Западном берегу реки Иордан, разрушением сектора Газа и жестоким обращением с заключенными. На днях глава Палестинской автономии Махмуд Аббас жестко отозвался о после США в Израиле Дэвиде Фридмане, назвав его "сыном собаки" из-за поддержки поселенческой политики Тель-Авива. Несмотря на это, в США готовят план мирного урегулирования для палестинцев и израильтян. Светлана Семенова разбиралась, даст ли результат новая попытка решить старые проблемы.

Градус эмоций повышается

Выступая 19 марта перед соратниками по движению ФАТХ, Махмуд Аббас не скупился на эпитеты.

Посол Америки в Тель-Авиве, поселенец и сын собаки, говорит, что это их земля, а мы говорим, что поселения строятся на палестинской земле, - сделал он выпад в адрес посла Дэвида Фридмана.

Реакция из Вашингтона последовала быстро. Как заявил спецпредставитель администрации Дональда Трампа на международных переговорах Джейсон Гринблатт, "пришло время президенту Аббасу выбирать между изобилующей ненавистью риторикой и конкретными и практическими усилиями по повышению качества жизни своего народа и направлению его к миру и процветанию". 

Махмуд Аббас нечасто срывается на эмоции

Ранее США предложили провести встречу с палестинскими представителями для обсуждения экономической ситуации в секторе Газа. Но и ФАТХ, и ХАМАС отказались принимать в ней участие. 

По всем признакам можно сказать, что отношения Палестины с Вашингтоном стали в последнее время даже хуже, чем с Тель-Авивом. Если предыдущий президент США Барак Обама считался крайне скептически настроенным по отношению к Израилю политиком, то Дональд Трамп своих симпатий к нему не скрывал. По убеждению многих экспертов, это был даже один из основных факторов, который позволил ему заручиться поддержкой произраильски настроенных протестантов и одержать победу на выборах.

Случайно или нет, но после того, как Трамп занял Белый дом, Тель-Авив в марте 2017 года впервые за 25 лет принял решение о строительстве нового еврейского поселения (ранее речь шла о расширении существующих) на Западном берегу. А в декабре американский лидер объявил о признании Иерусалима столицей Израиля и переносе туда посольства. Более того, в начале марта, во время визита израильского премьера Биньямина Нетаньяху в США, Дональд Трамп заявил, что по возможности постарается принять участие в церемонии открытия новой дипмиссии.

Забавно, что такая откровенно антипалестинская политика не мешает новому руководству США заниматься урегулированием ближневосточного конфликта. В регионе с завидной частотой бывают советник и зять Трампа Джаред Кушнер и спецпредставитель американской администрации на международных переговорах Джейсон Гринблатт. А постпред США при ООН Никки Хейли сообщила 23 февраля, что Вашингтон близок к завершению разработки плана по разрешению палестино-израильского конфликта.

Ни одна из сторон не будет питать любви к этому плану, но ни одна из сторон не будет ненавидеть его. Это основа для начала диалога.

Видимо, американцев не смутило, что за пару недель до этого Махмуд Аббас во время своего визита в Россию, где он провел переговоры с президентом Владимиром Путиным, заявил об отказе "в каком-либо виде сотрудничать с американцами в их статусе посредника". В то же время он указал, что готов к многостороннему формату посредничества. О разработке нового механизма для переговоров с Израилем сообщал ранее и посол Палестины в России Абдель Хафиз Нофаль.

Переизбыток планов

Все сходятся в том, что ключ к преодолению конфликта - это прямые переговоры. В ноябре 2017 года о необходимости прямого диалога заявлял министр Палестины по гражданским делам Хусейн аш-Шейх, который в то же время указал, что "у правительства Израиля нет готовности для серьезных переговоров с нами".

Александр Бен-Цви убежден, что надо сформировать повестку переговоров с палестинцами

Однако в начале марта заместитель генерального директора МИД Израиля Александр Бен-Цви выразил готовность к ведению диалога с палестинцами, но указал на необходимость наличия какой-либо программы. 

Ведь переговоры заключаются в обсуждении предложений сторон. Мы свои предложения уже два раза представляли – в 2000 и 2008 году. Предлагали передачу больших территорий, обмен территорий и так далее. И палестинцы два раза сказали "нет". Но ведь и у нас в стране есть внутреннее давление: когда другая сторона говорит "нет" на предложение получить большую часть территорий, то возникает вопрос, чего они хотят?

Очевидно, он имел в виду инициативу тогдашнего главы правительства Эхуда Ольмерта, который предложил палестинцам согласиться с ныне существующими на их территориях еврейскими поселениями. Взамен Израиль выразил готовность предоставить им аналогичное количество земель в других районах. Учитывая, что проблема поселений - ключевая в конфликте между Тель-Авивом и Рамаллой, это предложение было отвергнуто. 

Поселенческая политика Израиля - одно из главных препятствий для ближневосточного урегулирования

При этом ранее, в 2002 году, арабские страны согласовали свой вариант урегулирования ближневосточного конфликта, который получил название Арабской мирной инициативы. Этот документ предполагает признание Израиля в качестве государства и подписание с ним мирных договоров. В свою очередь, Тель-Авив должен отойти с захваченных в ходе Шестидневной войны 1967 года территорий (то есть речь идет не только о ликвидации еврейских поселений, но и о возвращении Сирии Голанских высот) и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. В 2007 году на саммите Лиги арабских стран в Эр-Рияде участники вновь высказались в поддержку этого документа. Но Израиль в зависимости от конъюнктуры обычно ограничивается заявлениями о необходимости его внимательно изучить или вовсе отвергает этот план.

Наряду с этим существует целый ряд резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, которые в целом соответствуют идеям Арабской мирной инициативы, однако воз и ныне там. Принять какие-то меры против Тель-Авива на международном уровне не получается, поскольку любые подобные шаги блокируются в Совбезе Соединенными Штатами.

Кому война, а Израилю мать родна

Один из последних раундов переговоров между Израилем и Палестиной прошел в 2011 году. В мае стороны стали общаться при посредничестве США, а затем в августе тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон выступила с инициативой перейти к прямым переговорам. В этом ее поддержали другие участники ближневосточного "квартета" (Россия, США, ЕС, ООН). 

Встречи президента Палестины Махмуда Аббаса и премьера Израиля Биньямина Нетаньяху стали проходить в Вашингтоне с сентября. Однако в конце того же месяца Тель-Авив отказался продлить мораторий на строительство еврейских поселений на Западном берегу. В итоге диалог был сорван. 

Приход ХАМАС к власти в секторе Газа во многом сыграл на руку Израилю

А в 2011 году случилась "Арабская весна" - ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки погрузились в хаос. Волнения в Тунисе, череда революций в Египте, вторжение НАТО в Ливию, вооруженный конфликт в Сирии, гражданская война в Йемене, выступления на Бахрейне и в Марокко — все это привело к ситуации, когда многим стало не до палестино-израильского урегулирования. В выступлениях политиков и дипломатов, в том числе российских, звучали заученные фразы о необходимости решения конфликта путем переговоров и на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН. Но на практике статус-кво сохранялся, Израиль продолжал расширять еврейские поселения на Западном берегу, все это встречало критику Палестины, никаких подвижек не было. 

Попытки вывести ситуацию из тупика вновь предпринял Вашингтон. Госсекретарь США Джон Керри в течение четырех месяцев 2013 года вел переговоры со сторонами и в июле объявил о том, что те готовы к диалогу, который будет рассчитан на девять месяцев. Это действительно произошло в американской столице. Представители Израиля и Палестины собирались за закрытыми дверями. Но их усилия опять же окончились безрезультатно, о чем в декабре сообщил главный палестинский переговорщик Саиб Орейкат.


"Арабская весна" отвлекла внимание от палестино-израильского конфликта

В пользу Израиля сыграли и события 2007 года в секторе Газа (по некоторым данным, Тель-Авив даже приложил к этому руку). Тогда в результате вооруженных столкновений с движением ФАТХ, лидером которого является президент Палестины Махмуд Аббас, к власти в анклаве пришел ХАМАС. Раскол в палестинских рядах, а также постоянные ракетные обстрелы из Газы дали повод властям в Тель-Авиве указывать на бесперспективность переговоров. Вполне закономерный аргумент с их стороны: как можно вести диалог с теми, кто ставит своей целью уничтожение Израиля?

В октябре ФАТХ и ХАМАС договорились между собой о передаче контроля над сектором Газа правительству национального единства. Однако буквально 13 марта между сторонами начался новый виток эскалации. Тогда в палестинский анклав прибыл премьер-министр Рами Хамдалла, чтобы принять участие в открытии опреснительной станции. Но на пути следования его кортежа сработало взрывное устройство. Политик не пострадал, однако это дало повод президенту Палестины Махмуду Аббасу возложить ответственность за происшедшее на ХАМАС. Последний отрицает свою причастность к покушению и даже уже обнародовал информацию о главном подозреваемом, а также пообещал $5000 за сведения о нем. Но пока ситуация по-прежнему остается напряженной.

Слабый голос Москвы

Москва в свою очередь не упускает возможности уколоть США и указать на контрпродуктивность американских подходов.

В одиночку никто не способен найти решение этого застарелого конфликта. Последние два десятилетия, когда, по сути, наблюдалась монополия одного иностранного игрока на палестинском треке, особенно показательны, - заявил в феврале спепредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов.

В свою очередь глава МИД Сергей Лавров неоднократно высказывался за возобновление прямых переговоров между Израилем и Палестиной, а также о готовности России предоставить площадку для их проведения. Но это скорее дежурные фразы. Пока в Москву явно никто ехать не собирается. И хотя палестинцы возлагают на Россию надежды как на эдакий противовес США, сама она явно не спешит выступать с какими-либо инициативами и по-прежнему предпочитает критиковать других. Но ситуация с мертвой точки не сдвигается: все соглашаются с необходимостью прямых переговоров, но начинать их никто не собирается.