Статьи

Душа: в российский прокат вышел очередной шедевр Pixar, который понравится и взрослым

Душа: в российский прокат вышел очередной шедевр Pixar, который понравится и взрослым

21 января в прокат вышел "Душа", новый мультфильм студии Pixar, известной своими новаторскими картинами ("История игрушек", "Вверх"). В новом творении Пита Доктера ("Корпорация монстров", "Головоломка") главный герой, музыкант, после смерти попадает в мир, в котором души готовятся к переселению в человеческое тело. Иван Афанасьев посмотрел этот неожиданно оптимистичный (при такой-то завязке!) мультфильм и рассказывает, как этот удивительный проект может понравиться мамам и папам ещё больше, чем их детям.

Творения гениев из Pixar уже давно стали чем-то совершенно особенным: редкий пример, когда фанатами студии, создающей мультфильмы, становятся всё чаще не дети, а вполне взрослые люди. Человек любого возраста, пришедший в кинотеатр (или запустивший любимый видеосервис на своём Smart TV), чтобы "просто кайфануть", получает новаторские сюжеты и выверенные до мелочей сценарии. Дети, которым важно во время просмотра просто повеселиться, наслаждаются отличным юмором и невероятно красивой картинкой. Родители, заодно возлагающие на мультфильмы часть воспитательных функций, могут быть уверены, что их чада выйдут с сеанса чуть более одухотворёнными. 

Ну а самые заковыристые умы ещё и найдут пищу для мозга. Мультфильмы Pixar затрагивают важные глобальные аспекты нашей жизни: "Валл-И" говорил о последствиях наплевательского отношения к экологии, "Корпорация монстров" разоблачала тёмные стороны корпоративной этики, а "Тайна Коко" доступным языком говорила с ребёнком о таком непростом явлении, как смерть. "Душа" от, возможно, самого оригинального режиссёра студии и креативного директора Пита Доктера — это и вовсе кино о том, что есть такое жизнь и в чём её смысл. И ответ может вас здорово удивить.

Создавая "Душу", Pixar замахнулись ни много ни мало на осмысление мироздания. Напрашивается заведомо ложное сравнение с "Головоломкой" — там, правда, всё было ровно наоборот: микрокосм раздувался до размеров универсума, один человек уподоблялся целому огромному миру, по которому путешествовали главные герои — Эмоции. Здесь же души вынуждены пройти обучение, перед тем как попасть на Землю и оказаться в теле ребёнка (в редких случаях взрослого человека, а иногда даже кота!). 

Доктер, ответственный и радушный отец двух детей, предлагает супероптимистичную идею о том, что любой человек талантлив ещё задолго до своего рождения, а каждый ушедший из нашего мира талант в итоге оказывается интегрирован в огромную систему воспроизводства уникальных и всесторонне развитых личностей. Это звучит чертовски фантастически, а местами и вовсе смахивает на утопию — именно поэтому форма мультфильма подходит истории как нельзя лучше. Анимация — это почти всегда праздник (если мы говорим про классические коммерческие вещи, а не про, скажем, пессимистичные творения Дона Херцфельда): буйство красок, море позитива и миры, в которых возможно всё, от говорящих животных до властелинов Вселенной, скукожившихся до размера весёлых рисунков из тетрадок в клеточку. Так почему бы не насладиться этим праздником? 

Но дело ещё в том, что "Душа", по сути, как бы это парадоксально ни звучало, вовсе не мультфильм про смерть — об этом у Pixar уже, кстати, были "Вверх" и "Тайна Коко", после которых, казалось бы, эту тему стоило бы закрыть и не повторяться. 

Мультфильм Доктера же предлагает поговорить о жизни на примере главного героя — Джо Гарднера, который, оказавшись в ином мире, обнаруживает, что в его экзистенции со смертью ничего особо не изменилось. Хотя, когда он был на Земле, у него всё это было: и любимая работа, и благодарные ученики, и заботливая мама, и даже друзья, которые хотели и готовы были поговорить о чём-то, кроме элитарного и сложного джаза. Просто он, как часто бывает, всё это не ценил. Поэтому в пару к нему сценаристы приставляют Двадцать Вторую, душонку, которая не видит особого смысла попадать на суетливую планетку, где её ничего особенного не ждёт. 

Внимание, спойлер: в ходе мультфильма она туда попадёт и узнает, какими прекрасными могут быть обычные земные радости: съесть кусок пиццы, послушать красивую музыку, узнать что-то новое о людях вокруг. А Джо узнает, как много он теряет, зацикливаясь на одних лишь карьерных амбициях и мнимых победах.

"Душа" — это настоящая терапия для современного человека XXI века, измученного 2020-м, действительно частенько бездумно несущегося вперёд, как локомотив, и не замечающего, что происходит вокруг. И это особенно удивительно говорить про детский, казалось бы, мультфильм: он удивительно много знает о нас с вами, взрослых, умудрённых опытом и невзгодами людях. И ещё больше, кажется, знает кудесник Пит Доктер, долговязый мужчина с вечной улыбкой на лице — у него в загашнике есть ответы на все сложные жизненные вопросы, и они порой удивительно элементарные. 

И "Душа", кажущийся на первый взгляд крайне мудрёным, а то и с приставкой "пере-", на самом деле куда ближе к зрителю, как хороший друг и товарищ, которого ты знаешь так много лет. Рецепт хорошего настроения по-доктеровски прост и доступен каждому: классная рисовка, узнаваемые и обаятельные герои, немного философии и много юмора. И добавить сверху упитанного кота.

Да, едва ли "Душа" откроет что-то новое людям, которые и так уже достаточно открыты для жизни — для них естественно ощущение духа, когда ты можешь "просто кайфануть", хотя бы даже от классного мультика. Но хочется верить, что он подскажет и тем, кто успел разочароваться в жизни, как заново обрести веру в себя. Что иногда для этого надо всего лишь понять: помимо постановки целей на завоевание звёзд, порой достаточно спуститься на Землю.