Производители и разработчики дронов смогут получить доступ к субсидиям и госзаказу, попав в единый реестр Минпромторга, но сделать это будет совсем не просто. Телеграм-канал "Беспилот" объяснил, почему нынешние требования фактически невыполнимы.
Министерство подготовило три критерия попадания в реестр: компания должна быть российской, производитель должен получать не менее 40% выручки от выпуска дронов и иметь сертификат типа на беспилотное авиасредство (БАС).
Сейчас такой сертификат есть только у БАС-200 "Вертолётов России". Чтобы его получить, производитель потратил массу времени и десятки, если не сотни миллионов рублей.
"Такое требование лишит возможности попасть в реестр небольшие компании, которые не способны получить заветный документ. Причём любое изменение в конструкции дрона приведет к повторной сертификации, а без изменений не обойтись при быстрой смене технологий", – предупреждают авторы "Беспилота".
Крупные производители тоже рискуют не пройти – многие из тех, кто теоретически способен получить сертификат типа на БАС, не соответствуют требованию по доле выручки. Например, компания "Транспорт Будущего", запускающая производство дронов в Индии, – часть группы компаний "ЭФКО". Её основная специализация – майонезы и кетчупы. Та же история и с другими большими производителями, которые входят в крупные холдинги. Вдобавок многие небольшие компании производят технику для себя и зарабатывают в основном на предоставлении услуг.
Очевидно, что адекватным требованием пока является только "отечественность" компании, остальное нужно переписывать и предлагать более жизнеспособные варианты. Нужно разработать такие критерии, которые помогут реальным российским производителям и смогут отсеять тех, кто только переклеивает шильдики на китайских дронах.