Мнение

Анатомия нового бюджета: недовольны только табачники и нефтяники

Анатомия нового бюджета: недовольны только табачники и нефтяники

Правительство одобрило проект бюджета на следующие три года. Как ожидается, посткризисный 2021-й станет переходным: расходов будет много, а доходов меньше, чем раньше. Кроме того, пришлось пересмотреть статьи и на этот год. Михаил Мельников рассказывает, как мы будем жить в новой финансовой реальности.

Бюджет — это война

Перед нами уже второй вариант бюджета на бо́льшую часть этого года: первую его версию выбросила в мусорное ведро пандемия коронавируса. Да и крах первого ОПЕК+ сильно повлиял на доходную часть.

Подчеркну, что речь идет только о федеральном бюджете, составляющем примерно половину бюджета консолидированного, то есть совокупности приходно-расходных балансов федерального правительства, региональных и местных властей. Региональные бюджеты — это совершенно отдельная история.

Интересно, что в 2019 году обсуждение бюджета на 2020-22 годы было открытым и публичным, в результате чего правительство Дмитрия Медведева попало под ураганный огонь критики. Представители всех отраслей перетягивали одеяло бюджетных трат на себя, а налоговую нагрузку стремились спихнуть куда-нибудь подальше. Именно поэтому нынешний бюджет готовили в строгой тайне: первые утечки появились, только когда все уже было по сути решено. Но и сейчас я вижу набор заказных статей. Особо порадовал пассаж одного некогда уважаемого СМИ: "вместо стимулирования роста экономики Мишустин только и делает, что ищет, на что еще ввести новые налоги и поборы". Учитывая, сколько налогов и сборов снизило правительство Мишустина в первой половине 2020 года, остается спросить, чего же обкурились табачные магнаты. К счастью, потом этот шедевр публицистики удалили. Но это не значит, что производители нефти, удобрений и табака смирились. Подковерная борьба за пересмотр бюджетных параметров не прекращается ни на день.

Бюджет — это дефицит

Посмотрим, с какими показателями мы выходим из пандемийных ограничений. В 2020 году Россию ожидает колоссальный, рекордный в послевоенной истории дефицит в 4,72 трлн руб. (или 4,4% ВВП). Это, кстати, еще хорошие новости: в июле говорилось о 5 трлн. Планировали собрать 20,38 трлн, сможем только 17,84 трлн. При этом расходная часть скакнула с 19,50 трлн до 22,56 трлн — как видим, на стимулирование экономики и поддержку граждан ушло более трех триллионов рублей

В целом же баланс бюджета ухудшился на 5,60 трлн. Утешает лишь то, что выплаченные предприятиям и гражданам деньги не исчезли в никуда, а продолжают крутиться в экономике, насыщая ее столь необходимой ликвидностью.

Часть дефицита удастся покрыть за счет прошлогодних заработков государства, но в целом мы определенно находимся в глубоком минусе. Который распространяется не только на текущий год (с ним-то уже все понятно), но и минимум на три года вперед: дефицит 2,75 трлн руб. в 2021 году, 1,25 трлн — в 2022-м и 1,41 трлн — в 2023-м. Нефтегазовые доходы по-прежнему напрямую будут формировать примерно треть доходной части бюджета, а косвенно, через налоги со смежных предприятий, — еще минимум 10%.

Цифры выглядят трагическими, но на самом деле нам, да и всему миру, не привыкать к дефицитным бюджетам. С 2009 по 2017 год Россия лишь раз была в плюсе — и ничего, существовала как-то. 2018 и 2019 годы получились в этом смысле удачными, но удача для бюджета — это не всегда благо для страны. Добиваться профицита любой ценой — очень плохая идея.

В самом деле, сведем ситуацию к абсурду: государство исправно собирает налоги и пошлины, но не выплачивает ни зарплаты бюджетникам, ни пенсии, не инвестирует в экономику, не софинансирует льготное кредитование, а просто откладывает деньги впрок. Профицит бюджета тогда станет колоссальным, а вот социально-экономическая ситуация — критической.

Графика РБК

Бюджет — это экономия

Правительство Мишустина пошло по обратному пути: расходы станут максимальными за всю историю России в абсолютных ценах и очень крупными — в сопоставимых. Сравнить с СССР невозможно, там государство забирало вообще все деньги страны, после чего распределяло их на свое усмотрение.

При этом нельзя сказать, что правительство сорит деньгами: многие расходные статьи урезаны. Так, индексация окладов чиновников состоится 1 октября 2020 года, и ценить ее надо особенно высоко, потому что в 2021 году индексации не будет.

Все так называемые незащищенные программы бюджета секвестированы на 10% — в первую очередь это скажется на национальных проектах. Оборонная промышленность недополучит 5%.

Часто спрашивают, какие статьи защищены. Это регулируется отдельным законом, в котором перечислены, к примеру, пенсии, стипендии, пособия, помощь сельскому хозяйству и ряд других, менее значимых для широкой публики статей. И остальное будет сокращено как раз для того, чтобы сохранить и даже увеличить расходы по защищенным статьям.

В существенном плюсе окажутся социальная политика и здравоохранение, а также помощь предпринимательству. Именно сюда будут направлены основные "сверхплановые" триллионы государственных расходов.

Бюджет — это рост акцизов и налогов

Сокращение неподъемных ставок для малого бизнеса, обширные льготы IT-отрасли, помощь системообразующим предприятиям приведут к выпадению некоторых доходов, и это планируется компенсировать за счет введения НДФЛ на крупные суммы на депозитах, повышения НДФЛ для доходов свыше 5 млн руб. в год, повышения ставок налогов на дивиденды в пользу резидентов Кипра, Мальты, Люксембурга. И это не все: сюда же пойдут увеличение в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых для руд и калийных солей плюс 20-процентный рост акцизов на табак. Кроме того, продолжается налоговый маневр в нефтяной отрасли, который теперь будет сопровождаться отменой ряда льгот.

Все это вместе должно принести порядка 600 млрд рублей в год, что несколько превышает выпадающие доходы. В целом после провального по известным причинам 2020 года планируется очень быстро увеличивать бюджетные доходы — с 17,84 до 22,26 трлн руб. к 2023 году, то есть на четверть всего за три года. Росли мы в нулевых и более быстрыми темпами, но там рост сопровождался высокой инфляцией, тогда как сейчас планируется удерживать ее на уровне 4%.

Таким образом, половина роста доходов будет инфляционной, половина — следствием развития экономики со скоростью более 3% в год. Звучит неплохо. Правда, нам не раз обещали такие темпы, но всегда что-то шло не так.

Картинка РИА Новости

Бюджет — это долги

Запланированный многолетний дефицит необходимо чем-то компенсировать, и Россия намерена нарастить внешние и внутренние заимствования. Это слабое место: из-за режима санкций Россия, безукоризненный заемщик, имеет довольно низкий кредитный рейтинг, а значит, чужие деньги будут стоить нам довольно дорого. Если валютные активы государства размещаются на депозитах коммерческих банков дай бог под 1% годовых, то наши облигации на мировом рынке идут в среднем по 4%, причем это валютные проценты, которые не отыграть управляемой рублевой инфляцией. Впрочем, внутри России тоже планируется занимать, примерно под 7% годовых в рублях, то есть банки будут относиться к государству примерно как к ипотечникам.

Соответственно, при планируемом росте заимствований в 2023 году мы будем вынуждены заплатить 1,6 триллиона рублей только процентов по долгам. Это увесистые 7% всех бюджетных трат, и частично пойдут они на поддержку зарубежного финансового олигархата. 

В целом госдолг достигнет 21,3% ВВП: для сравнения, в США он превысил 100%, и американцы не сильно переживают по этому поводу. И все же процентная нагрузка на бюджет станет неприятной, особенно после 2019 года, когда вся совокупность долгов была меньше объема правительственных депозитов.

Бюджет — это правки

Нет сомнений, что бюджет будет многократно правиться. Если сравнивать проект бюджета и отчет о его исполнении, там трудно найти совпадающие цифры. Очень быстро меняется экономическая и политическая ситуация, далеко не всегда удается вовремя освоить поступившие средства. Скажем, дали тебе 10 миллиардов на строительство больницы, а у тебя ни рабочих, ни врачей свободных. Пока найдется подрядчик, пока пройдут тендеры, пока разработаешь программу привлечения специалистов (это всегда обещание жилья, которого тоже может не быть), пока удастся определиться с оборудованием, по закупке которого существуют очень строгие ограничения, бюджетный период вполне может закончиться. Все это вносит свои коррективы.

Плюсы: бюджет существует, он адекватный, он не построен на финансировании корпораций за счет граждан, он повышает расходы только одной категории населения (нам, некурящим, легко об этом говорить) — то есть ситуация выглядит вполне контролируемой.

Минусы: бюджет, как и вся российская экономика, критически зависит от цен на нефть. Это системная проблема "нефтяной иглы", решению которой активно противится существенная часть руководства, видящая Россию исключительно страной-бензоколонкой для Запада и Китая. Но тут нужны решения уже не экономические, а политические.