Статьи

Лицо российского феминизма: что не так с борьбой авторок и блогерок за свои права

11.3k
Комментарии 0
Лицо российского феминизма: что не так с борьбой авторок и блогерок за свои права
Сергей Харламов

Не успел еще утихнуть скандал с кафе для женщин "Симона", куда тайно пробрался мужчина, как феминистки снова напомнили о себе. На этот раз обиделась блогерка Белла Рапопорт — бренд не выдал ей бесплатно косметику, чтобы она рассказала о ней в Instagram Stories. Гневный ответ журналистки на "хамский" отказ породил целую волну мемов в интернете и в очередной раз поднял вопрос, кто как представляет и защищает феминизм в России. Сергей Харламов объясняет и показывает, почему это движение пока у нас не воспринимается всерьез.

Локомотив российского феминизма набрал скорость. В пабликах, посвященных движению, состоят десятки тысяч женщин, которые отстаивают равноправие с мужчинами и борются с предрассудками и стереотипами. У них, конечно, есть свои кумиры, которые вдохновляют их на борьбу с дискриминацией на работе, с насилием в разных формах и бьются за право заниматься тем, чем им хотелось бы.

Согласно опросу ВЦИОМ, российское общество в целом поддерживает идею равенства полов. 62% россиян считает, что нужно стремиться к гендерному равенству во всех сферах жизни. При этом 53% считает, что равенство возможно не везде. Феминистическое движение поддерживает 31% россиян. Среди молодежи доля достигает 44%. Убежденных в пользе феминизма среди мужчин даже чуть больше, чем среди женщин (8% против 7%).

Но есть среди лидеров российского фемдвижения и те, кто использует идеологию, чтобы оскорбляться, тешить свое эго, шокировать и "ловить хайп" ради сиюминутной славы. Своими выходками активистки дискредитируют не только себя, но и всех своих подписчиц, делая "шаг вперед и два назад" в борьбе за права женщин.

Белла Рапопорт

Эта петербургская блогерка и журналистка ведет активную борьбу за феминитивы и признание естественности полиамории (открытых отношений с несколькими партнерами одновременно). Ее суть в основном сводится к критике "традиционного семейного уклада". Она считает себя антропологом и экспертом в гендерных вопросах, ведет Telegram-канал "Котики и танцы", в котором делится желаниями, основное — "чтобы куда-нибудь позвали читать лекцию и заплатили бы гонорар". 

Совсем недавно Рапопорт невольно дала старт сетевому флешмобу, выложив переписку с представителем магазина косметики Lush. Компания выступает за идеи Girl Power, поддерживает борьбу за равноправие. Рапопорт подумала: раз их взгляды совпадают, она может бесплатно попросить у бренда набор косметики. Но магазин отказал.

1/4
2/4
3/4
4/4

Белла разразилась несколькими гневными постами "о хамском поведении" представителей магазина и набросилась на собственных подписчиц, которые так и не поняли, что хамского было в ответе бренда. Абсурдность претензий и дальнейшие ее попытки превратить собственный провал в "обесценивание активизма" породило флешмоб — в соцсетях начали высмеивать желание блогеров получить что-то даром просто потому, что у них есть некая аудитория.

Шутки в интернете Рапопорт сочла за травлю и успела обвинить в ней всех, кто не осудил Lush и не поддержал ее. Когда же сама компания призвала уважать все точки зрения и прекратить травить Беллу, феминистка обвинила бренд в лицемерии и "запретила" определять для нее травматичность травли:

Заявление Lush и ответ Беллы

В медиапространстве феминистка громко о себе заявила в 2015 году, когда "наехала" на издание "Медуза" за слово "телочка". СМИ выпустило несколько материалов о феминизме и сексизме в России, сделав пошаговый разбор о половой дискриминации. Для продвижения своего текста "Медуза" решила использовать фразу "Мужики, тут инструкция, как не обижать телочек", чтобы пошутить над популярной в тот момент идиомой. 

Рапопорт обиделась, заявив, что "переезд издания в Европу не помог усвоить европейские ценности", и написала колонку на 11 тысяч знаков под названием "Обыкновенный сексизм", упомянув все СМИ, в которых когда-либо употребляли слово "телки" или как-то не так отзывались о женщинах. Что характерно, сама Рапопорт подчеркнула, что этот твит ее не обидел — "мою броню этим всем уже не пробить, но это не значит, что я не считаю такие слова и выражения оскорбительными и недопустимыми. Особенно это касается СМИ, которые типа несут просвещение в массы". Это похоже на способ защиты некоторыми активистами православных ценностей, когда сами они не оскорбляются, но подают в суд от имени "неназванной группы лиц".

Обижается она и на тех, кто упрекает ее в продвижении не тех идей и повестки и в недостаточной борьбе за равноправие. А еще требует отчета от друзей, которые общаются с теми, кто ее "травит". При этом она иногда вспоминает свою прошлую жизнь, когда она еще не задумывалась о феминизме. Но тогда посты идут вразрез с ее собственными представлениями о правильном стиле жизни, которому она учит своих читателей:

1/3
2/3
3/3

Ника Водвуд

Эта феминистка известна также под именем Nixelpixel — она ведет свой блог на Youtube, в котором рассказывает о бодипозитиве и просвещает подростков о сексе. В меру своих способностей пытается объяснить сложные темы культурной апроприации, интерсекциональности, постгендеризма. На ее блог подписаны 450 тысяч человек.

Многим Никсель Пиксель запомнилась как создательница комикса "Песя", в котором она пыталась объяснить читателям в картинках, что такое феминизм, почему не нужно бояться ЛГБТ и как принимать свое тело. Комикс получил критические рецензии на качество иллюстраций, а потом автора и вовсе обвинили в плагиате стиля рисовки.

Страницы комикса

В 2017 году Ника Водвуд породила мем про билингв — людей, которые в равной степени могут изъясняться на двух языках. Она постоянно вставляла английские слова в русскую речь, а когда заметила, что над этим в сети стали посмеиваться, попыталась неуклюже оправдаться, но сделала только хуже.

Ее возмущение породило волну шуток от билингв разных сортов и кучу едких твитов о неумении пользоваться родной речью.

Однажды бодипозитив Никсель Пиксель, что называется, зашел слишком далеко. Рассказывая о своей жизни, она пояснила, что может выглядеть, как ей заблагорассудится. В ее понимании это означало, что она может не мыться по несколько дней, носить одну и ту же одежду неделями, не чистить зубы и "не вытирать сперму с живота, размазывать ее руками и идти по делам".

Я иногда по пять дней одну и ту же футболку ношу и мне бывает неохота мыться или просто трудно встать с кровати, отчего у меня потом на спине и груди прыщики маленькие.

Иногда мне лень всю сперму с живота вытирать и я остатки просто растираю руками и иду по делам. Или забываю воспользоваться дезиком и только днем к себе принюхиваюсь.

My point is [мое мнение] — и че теперь-то?)))))))))))))) Это мой мешочек с костями, какашками и потом, и я с ним делать могу абсолютно все что угодно. В мире достаточно пропаганды усиленного намывания, оттирания и избавления от запаха.

После поста у подписчиков возникло множество вопросов о гигиене, собственном здоровье и здоровье окружающих Никсель Пиксель людей. Люди сошлись на том, что феминистка действительно имела бы право распоряжаться телом, как ей угодно, если б не была публичным лицом и вдохновителем тысяч других девушек.

В октябре 2018 года между Никой Водвуд и The Question разразился скандал. The Question — сайт, на котором любой пользователь может задать вопрос и получить развернутые ответы от экспертов. Один из них был посвящен вопросу о пользе деятельности Водвуд. Она обвинила ресурс в том, что он не удаляет и не банит пользователей, критикующих ее.

Создатели ресурса развели руками: они не хотят вводить на сайте цензуру, пусть даже их собственное мнение будет не совпадать с мнением экспертов или авторов вопросов. Однако феминистку это не остановило. Она продолжила требовать от The Question удалить критику. Ее объяснение состояло в том, что таким образом редакция поставит приоритетом жизнь частного лица, а не имидж компании, что является общемировой маркетинговой практикой "Undoing the damages". Она забыла, что The Question — тоже частная компания и вправе самостоятельно оценивать риски. Для нее удаление одного вопроса означало возможность удаления любых других по запросу от обиженных блогеров, художников или чиновников.

Через месяц, в ноябре 2018 года, Водвуд оказалась в центре другого скандала. У нее умер отец, о чем она много писала в соцсетях. Однако, когда одна из ее подписчиц рассказала о такой же ситуации в своей семье, Водвуд отреагировала на просьбу о сочувствии кибербуллингом — она сфотографировала личное сообщение пользовательницы и выставила в своем Instagram с оскорбительной подписью.

Пост Ники Водвуд в Instagram Stories

Ответ девушки вызывал шквал критики, в результате ей даже на некоторое время пришлось закрыть свой аккаунт от посторонних. "Травить" Водвуд начали ее же подписчицы, а она им в ответ начала дерзить.

Никсель Пиксель не стесняется выставлять все свое на показ — ее посты регулярно собирают много критики из-за чрезмерных интимных подробностей. Она объясняет свое поведение тем, что это ее личное дело, однако многие подозревают Водвуд в желании добиться максимальной огласки своих действий. В погоне за славой, лайками и просмотрами она публикует все более откровенные фотографии и все более шокирующий контент.

1/3
2/3
3/3

Залина Маршенкулова

Еще одно лицо скандальной колонны российского фемдвижения. Исполнительный директор маркетингового агентства "Мамихлапинатана", занимающегося рекламой брендов в соцсетях и выпускающего издание о тяжелой жизни в России "Батенька, да вы трансформер". Ведет телеграм-канал "Женская власть", где чаще всего комментирует неправильные с точки зрения равенства полов рекламные кампании российских и зарубежных брендов.

В интернете Залина в основном отметилась как защитница феминитивов в профессиях (она также выступает за отмену списка запрещенных для женщин профессий):

Главный скандал с участием Маршенкуловой произошел зимой 2019 года. Девушка стала лицом бренда Reebok. В Россию бренд спортивной одежды пришел с международной кампанией BEMOREHUMAN ("Будь человечным") и попросил рекламное агентство Маршенкуловой адаптировать ее под российскую аудиторию. В результате придумали кампанию "НИВКАКИЕРАМКИ", в которой снялись молодые российские спортсменки. Их фото обрамлялись различными лозунгами, обыгрывающими мемы "Ой, все", "Сын маминой подруги" и другие:

Самый провокативный слоган забрала себе Маршенкулова. Будучи директором рекламной кампании, она решила, что тоже может стать лицом рекламной кампании международного бренда. Фотографию в российском Instagram Reebok она подписала локальной шуткой "Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо".

Залина Маршенкулова

Помимо того, что ее решение поместить себя в ряд с другими представительницами спорт-индустрии возмутило подписчиков, рекламная кампания оскорбила множество мужчин. В соцсетях принялись шутить над рекламными талантами Маршенкуловой.

В Reebok быстро отказались от сотрудничества с Залиной и ее агентством, уволили маркетингового директора Александра Голофаста, который так и не извинился перед аудиторией, заявив, что "хотел раскачать сраную рашку". Этот рекламный провал стоил бренду 1 млн рублей (такова стоимость подряда) и множества отвернувшихся покупателей.

Залина отметилась "переобуванием" в вопросе поддержки Ксении Собчак. Во время президентской кампании она раскритиковала ее за наигранные слезы на программе Соловьева после оскорбления Владимира Жириновского и отметила, что ей не следует строить из себя "хрупкую женщину". Она считала Собчак "проектом Кремля" и призывала либералов не голосовать за телеведущую. Однако, когда Собчак предложила Залине (а также Рапопорт и другим феминисткам) сняться в ее проекте "Шоу Ведьмы", тут же согласилась. 

Прошлые посты Залины о Собчак и фото в Instagram Собчак

Будучи публичным лицом, Маршенкулова часто позволяет себе сексистские высказывания, прикрывая свое поведение слоем иронии и шутливым тоном сообщений. Казалось бы, иронизировать над собой и своими взглядами полезно, это помогает взглянуть на свою борьбу со стороны. Однако в своих шутках Маршенкулова заходит так далеко, что от реального сексизма неподготовленный человек шутки Залины не отличит.

Леда Гарина

Это одна из самых энергичных фем-активисток, автор множества акций. Она известна и за рубежом, где выпускает колонки и дает комментарии иностранным СМИ по фем-повестке в России. Автор социально-художественного проекта "Ребра Евы".

Она известна по акции "Свободный выбор" в Гамбурге. В 2015 году участники устроили перфоманс: женщина тащила ребенка по улицам города, отгоняя его от витрин различных дорогих заведений, после чего "мать" и "дочь" написали плакат с надписью: "Я бедная мать из страны третьего мира, проституция — мой свободный выбор".

Главный прокол Леды Гариной — обман с плакатом на Арсенальной башне Кремля. 8 марта 2017 года она организовала акцию рядом с могилой Неизвестного солдата: девушки стояли с фаерами и плакатами "200 лет мужчины у власти. Долой!". Затем Гарина опубликовала фото Арсенальной башни, на вершине которой были девушки с фаерами и баннером "Национальная идея — феминизм".

Как оказалось, плаката на башне никогда не было — баннер просто прифотошопили. Были опубликованы метаданные и ELA-анализ снимка, на которых было видно второй слой с баннером. В итоге все обсуждение акции свелось именно к фейку. От активистки открестились журналисты, бывшие с Гариной на акции, например, корреспондент "Новой газеты" Елена Костюченко, обвинив в том, что та подставила соратниц. 

Зачем было делать фотошоп, если даже "наземная" акция и так могла получиться удачной, остается загадкой. Гарина не считает факт подделки провалом акции.

Недавно Гарина создала в родном Петербурге женское кафе "Симона", куда мужчин пускают по специальному расписанию и только на лекции о феминизме. Она и ее соратницы позиционируют свое заведение как место, где женщины могут отдохнуть от патриархальных устоев и не волноваться за свою безопасность. Кафе по сути — акт акционизма, фем-активистки вместо борьбы и просвещения отгораживаются от всех стеной.

Но, видимо, позицию Гариной считали неправильно — с кафе произошел скандал. Журналист "Фонтанки" Алексей Нимандов, переродевшись в женское платье, попал внутрь и написал широко разошедшуюся статью.

Затем на 8 Марта группа мужчин явилась туда с цветами. Предварительно дверь им открыла одна из подруг, так что внутрь они прошли практически беспрепятственно. Они попытались поздравить находившихся там женщин с праздником, за что получили в лицо перцовым баллончиком.

Таким образом акция "Кафе Симона" Леды Гариной не достигла своих целей по созданию защищенного и безопасного места для феминисток. Что удивительно, люди, которые выступают за пространство для феминисток без мужчин, противоречат сами себе, когда выступают, например, против магазинов без геев Германа Стерлигова.

Татьяна Болотина

Представительница радикального анархофеминизма. Эта женщина попыталась исключить из своей жизни всех мужчин. Она разговаривает только с девушками, обращается только к девушкам и игнорирует существование другой половины человечества. Ее идеология полна нестыковок. Например, она пыталась построить вместе со своими сподвижницами феминистическую коммуну без мужчин и капиталистов. При этом она искренне уверена, что государство должно спонсировать ее активизм и выплачивать безусловный базовый доход.

Болотина выступает за базовый доход

Продолжительное время до 2017 года вела паблик "Наблюдения фриганки". Лазила по помойкам продуктовых магазинов и питалась чем придется, старательно документировала все свои находки. При этом всякий раз, когда у нее появлялись деньги от подписчиц, она тратила их на "капиталистические" развлечения — коньки, кино.

Все сообщения Болотиной проникнуты мизандрией — ненавистью к мужчинам и всему патриархальному. Все зло, по мнению фем-радикалки, идет только от мужчин. При этом она не согласна даже с теми, кто предлагает просто понизить в правах мужчин, а женщинам дать некие льготы (а есть и такие), она просто исключает из своей жизни любое упоминание мужчин.

Но иногда она вспоминает, что все еще окружена мужчинами. Тогда она старается стать максимально неудобной для них. Однажды она рассказала, как за ней увязался "хвост". "Членоножка" сидел рядом, а она решилась "пукнуть ему в лицо".

Похождения Болотиной

Болотина не только пропагандирует мизандрию. Она выступает в том числе и против транссексуалов. В 2017 году она не пустила человека, ощутившего себя женщиной, в свою коммуну, хотя ее упрашивали другие участницы фем-сообщества.

Болотина от имени группы Femband общается с трансом

Болотина искренне уверена, что в каждой женщине есть лесбиянка. Она организует специальные курсы по "пробуждению лесбиянства в себе". Ежегодно на него записываются 4-6 женщин из ее подписчиц. Она проводит соответствующие пикеты у роддомов и государственных учреждений.

Болотина на пикете

Другие

Есть и менее известные феминистки, часто фем-повестку продвигают анонимные аккаунты. Они скрыты, потому что создатели боятся преследований за свои взгляды. Но иногда анонимность служит приютом неадекватности. В итоге эти аккаунты пропагандируют вещи, не имеющие никакого отношения к равенству полов.

Вот, к примеру, одна феминистка разразилась тредом о том, почему мужчины обязаны платить за женщин и отдавать им часть своих доходов. По мнению активистки, это никак не противоречит теме равенства. 

А другая феминистка считает, что секс для женщины всегда является обслуживанием мужчины. То есть от секса ни одна женщина не получает удовольствия, мужчины используют этот рабский труд, а те женщины, которые соглашаются на это, — просто дуры. В связи с этим мужчины либо должны платить за секс, либо женщины должны от него полностью отказаться.

А вот еще один случай: двое мужчин спасли незнакомую девушку от насильника на улице. Об этом они рассказали в Twitter. Однако вместо похвалы от одной из феминисток они услышали обвинения в том, что назвали спасенную "бабой". 

Многие феминистки считают своей победой рукопожатия с мужчинами. Наконец-то им не машут как каким-то отщепенцам, а считают равными. Признаком такого уважения является рукопожатие. Одна из феминисток оказалась не согласна с борьбой своих коллег, признав рукопожатия грязным делом.

Как можно заметить, феминизм в России — гораздо более широкое понятие, чем борьба за равноправие и митинги за повышение заработных плат. Это еще и эгоизм, мизандрия (ненависть к мужчинам), трансфобия, зачастую иждивенчество. Многие популярные феминистки на самом деле такие же селебрити, которым присуще бахвальство перед аудиторией и обычное человеческое недопонимание, помноженное на ретвиты и репосты.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса" https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

Поделиться / Share