Афтершоки (повторные подземные толчки после основного землетрясения), произошедшие в Турции и Сирии 20 февраля, оказались аномально сильными: они стали "неприятным симптомом" того, что сейсмоактивность на Ближнем Востоке затянется, сообщили специалисты РАН в интервью "Известиям". Сейсмологи спрогнозировали, что природа может угрожать и прочим государствам Средиземноморья – Греции, Испании, Италии, Кипру, Португалии.
Как заявили ученые, опрошенные "Известиями", необычно долгая подземная активность обусловлена тем, что в приморских регионах литосферные плиты сдвигаются чаще, и этот динамизм ощущается сильнее, чем на материке. Землетрясение с 6 на 7 февраля в Турции и Сирии могло спровоцировать максимальное за 992 года сближение Луны и Земли, произошедшее 21 января, – это явление стало причиной дополнительного смещения плит, что и привело к серии сильных подземных толчков.
Замдиректора по инженерной сейсмологии и оценке сейсмической опасности, заведующий лабораторией сильных землетрясений и сейсмометрии Института физики Земли РАН Рубен Татевосян подчеркнул, что в очаговой зоне последнего землетрясения, простиравшегося на несколько сотен километров, ожидаются и другие ощутимые толчки.
"События 20 февраля произошли в одной зоне с событиями 6 февраля. Сильное землетрясение сопровождается последующими толчками, которые определяются магнитудой главного удара. Если она была большая, то серия длится дольше, и в ней бывают более мощные толчки. В случае с этим неординарным по своей магнитуде 7,8 ударом они могут продолжаться месяцы", – отметил ученый.
После землетрясений в Турции и Сирии подземные толчки не прекращаются: за последние сутки толчки магнитудой 5 и более баллов фиксируются в Исландии, Иране, Индонезии и Японии.
В ночь на 6 февраля в Турции и Сирии произошло мощное землетрясение магнитудой 7,4 балла. За ним уже днем последовала новая серия толчков, самый мощный из которых сейсмологи оценили в 7,7 балла. По последним данным, жертвами катаклизма в Турции стали более 40 тысяч человек, пострадали более 80 тысяч.
По данным Bloomberg, экономика Турции понесла крайне значительный ущерб в результате катаклизма — он оценивается в $84 млрд, что составляет около 10% ВВП. $70,8 млрд — это повреждения зданий, $10,4 млрд — снижение доходной части бюджета республики, еще в $2,9 млрд обойдутся потери в рабочей силе.