Статьи

"Оливковая ветвь" для курдов: кто развязал Турции руки в сирийском Африне

"Оливковая ветвь" для курдов: кто развязал Турции руки в сирийском Африне

Генштаб вооруженных сил Турции объявил о начале военной операции в районе сирийского Африна. Она получила название "Оливковая ветвь". Целью операции стала "защита границ Турции, обеспечение безопасности и стабильности в регионе". Военные намерены уничтожить боевиков Рабочей партии Курдистана, партии "Демократический союз", "Отрядов народной самообороны" и ИГИЛ*. Курды, которые составляют костяк первых трех организаций, готовы защищаться и обещают "очистить регион от турецкой заразы". Светлана Семенова разбиралась, зачем Анкара пошла на эскалацию ситуации в уставшей от вооруженного конфликта Сирии и кто из внешних игроков подливает масла в огонь.

Начало операции

Операция "Оливковая ветвь" стартовала в субботу. Она началась с того, что турецкая авиация - всего 72 самолета - совершила массированные налеты на населенные пункты в районе Африна. Как сообщили в Генштабе страны, было поражено 108 из 113 намеченных целей. Еще в течение нескольких недель до этого артиллерия периодически наносила удары по пограничным территориям. А уже 21 января на территорию Сирии вошли первые танки. На земле поддержу наступающим оказывают силы оппозиционной "Сирийской свободной армии". Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым рассказал, что операция будет проводиться в четыре этапа, в результате чего будет образована 30-километровая зона безопасности. А ранее президент Реджеп Тайип Эрдоган грозился после завершения боевых действий в Африне продолжить их уже в Манбидже. 

Бои в Африне

О намерении ввести в Сирию войска в Анкаре говорили еще в ноябре прошлого года. Своих целей турецкое руководство не скрывает. "Демократический союз" - сирийская курдская партия, которую турки считают ответвлением Рабочей партии Курдистана. Последняя признана Анкарой террористической организацией. "Отряды народной самообороны" - боевое крыло "Демократического союза". А ИГИЛ* (запрещенная в России организация) в данном случае — лишь попытка придать некую призрачную легитимность действиям турецких вооруженных сил. В Африне террористы если и есть, то о себе они никак не дают знать.

Сами курды не раз заявляли, что будут защищать себя и подконтрольные им территории от турецкой агрессии. В их поддержку выступило и руководство в Дамаске: замглавы МИД Фейсал Микдад предупредил 18 января, что "сирийские ПВО восстановили свои мощности полностью и готовы уничтожать воздушные турецкие цели в небе над Сирией". Но пока они молчат. И не факт, что ситуация изменится: война со второй армией в НАТО сирийцам не нужна, да и к другой стороне конфликта у них отношение более чем настороженное. Хотя в Дамаске называют курдов "братьями" и "неотъемлемой частью сирийского народа", это не мешает руководству страны - особенно когда всплывают факты сотрудничества курдов с американцами - периодически обвинять их в предательстве и измене. Если бы "Оливковая ветвь" не упала на сирийскую территорию — а турки, как-никак, ведут боевые действия именно на ней — в Дамаске только порадовались бы, что одни враги убивают других.

Не в первый раз

В начале сирийского конфликта турки в целом спокойно относились к действиям курдов. Те занимали в основном оборонительные позиции на севере и северо-востоке Сирии, защищаясь от наступавших боевиков ИГИЛ*, а также периодически вступали в небольшие вооруженные стычки с силами оппозиции и правительственными войсками. 

Ситуация резко начала меняться в 2016 году. В марте курды объявили о создании своего федеративного региона на севере Сирии, что вызвало острую критику со стороны Анкары. А в июне они развернули масштабное наступление на Манбидж, который в то время удерживали боевики ИГИЛ*. Быстрый захват города и продвижение дальше в район Африна создали перспективу формирования "курдского пояса" на границе с Турцией.

Турция уже вводила войска в Сирию в августе 2016

Ответом Анкары стала операция "Щит Евфрата", начавшаяся в августе 2016 года и проходившая по март 2017 года. В своих заявлениях турецкие официальные лица говорили и о намерении расправиться с террористами, и о желании свергнуть сирийского президента Башара Асада, и о пресечении курдской активности. Справедливости ради, надо сказать, что турецкая армия действовала в районах, контролируемых террористами. Однако в Дамаске утверждали, что в большинстве случаев игиловцы просто складывали черные знамена и становились под флаги сирийской оппозиции. 

К концу февраля 2017 года турецкая армия продвинулась вглубь сирийской территории, выбила ИГИЛ* из стратегически важного города Эль-Баб, расположенного в провинции Алеппо, и вышла к позициям сирийских правительственных войск. Соединение курдов из Африна и Манбиджа из-за турецкого барьера оказалось невозможным. С тех пор обстановка в том районе была напряженной, но до масштабных вооруженных столкновений дело не доходило.

На границе с Турцией мог сформироваться "курдский пояс"

Кто подлил масла в огонь

Еще когда террористы контролировал значительные территории в Сирии, помощь курдам в борьбе с ними оказывали силы международной коалиции во главе с США. Именно они брали на себя "воздушную" работу: посыпали бомбами сирийские города, в которых засели боевики, в то время как "Отряды народной самообороны" продвигались на земле. С победой над ИГИЛ* в Сирии и Ираке встал закономерный вопрос: что дальше? Логичный ответ на него - выводить войска. Именно с таким призывом в ноябре 2017 года обратился тот же Реджеп Тайип Эрдоган к США и России. Аналогичную позицию по американцам занимали власти в Дамаске.

Москва тоже не молчала. В декабре спецпредставитель президента по Сирии Александр Лаврентьев заявил, что больше нет "каких-либо веских оснований для того, чтобы (американские) подразделения находились на территории страны". 

Впрочем, США все эти призывы проигнорировали. Они не только остались, но также заявили 14 января, что намерены подготовить на базе курдских отрядов так называемые "Силы безопасности границы" - по сути, армию, куда войдут до 30 тысяч бойцов. Все это, по официальной версии, будет препятствовать возрождению ИГИЛ*. Правда, спустя несколько дней Пентагон попытался отыграть назад, заявив, что речь не идет о новой "армии" или "пограничных силах". Но для Турции вся эта история стала если не спусковым крючком, то дополнительным и очень веским аргументом в пользу начала боевых действий.

К слову, агентство Reuters 19 января распространило заявление представителя Госдепартамента США, который усомнился в том, что "военная операция будет способствовать установлению региональной стабильности, стабильности в Сирии или что она действительно связана с опасениями Турции по поводу безопасности ее границы". Но фактически нынешние боевые действия продиктованы усилением позиций курдов. А главную роль в этом сыграли именно США.

У России свое видение

Россия явно не поддерживает эскалацию ситуации, но вместе с тем крайне сдержанно реагирует на турецкие угрозы. На пресс-конференции 15 января глава МИД Сергей Лавров, комментируя ситуацию вокруг Африна, отметил, что "мы добиваемся полного соблюдения договоренностей о прекращении огня" и указал на необходимость учитывать интересы курдов. А в опубликованном 20 января сообщении Департамента информации и печати МИД Москва даже не стала осуждать действия Анкары, ограничившись выражением "озабоченности".

Турецкие СМИ со ссылкой на свои источники сообщили о выводе российских военных подразделений из Африна. Позже эту информацию подтвердили в Минобороны РФ. Судя по всему, Турция поставила Москву перед простым выбором: операция пройдет вне зависимости от того, будут ли российские военные в том районе или нет. А вот в арабских СМИ писали, что Россия предлагала курдам отдать Африн под контроль сирийских правительственных войск, но те отказались. Если это так, то Москва сделала все, что могла, чтобы не допустить нынешнего витка эскалации. 

Россия вывела военных из Африна

Впрочем, неверно было бы утверждать, что Россия бросила курдов на произвол судьбы. В Москве традиционно говорят о невозможности урегулирования сирийского конфликта без учета интересов всех сторон. В этой связи именно Россия ранее настаивала на включении курдов в переговорный процесс под эгидой ООН в Женеве, но встретила резкое сопротивление других игроков. А затем, когда президент Владимир Путин предложил в октябре 2017 года идею провести в Сочи Конгресс сирийского национального диалога, Россия выступила за участие в нем курдов.

К слову, в изначальном списке предполагаемых участников, который был опубликован на официальном сайте МИДа, а затем удален оттуда, значилась партия "Демократический союз". Однако после раундов переговоров с турецкими представителями - Анкара выступила резко против участия курдов в таком формате - ее все-таки решили не звать. В итоге, как ожидается, курды в Сочи поедут в качестве делегатов от федеративного региона на севере Сирии. Это опять же натолкнулось на жесткую реакцию Турции, которая обвинила Россию в желании подыграть силам, работающим на дезинтеграцию Сирии и нарушение ее территориальной целостности. Но в этом случае Москва пока не идет на уступки.

Утраченные иллюзии

Пока можно констатировать, что сейчас рушатся все надежды на переход сирийского конфликта в политическое русло, появившиеся после разгрома ИГИЛ* и успешных переговоров на астанинской площадке. Напомню, Россия, Турция и Иран согласовали создание четырех зон деэскалации. Турки прекрасно вооружены и способны нанести поражение курдам. Но их "поход" едва ли будет легким, особенно в свете появившихся сообщений о том, что американцы поставили в Африн партию ПЗРК. А если посмотреть еще более глобально, расширяющееся турецкое присутствие на сирийской территории попахивает желанием Анкары откусить себе кусок земли у своего соседа. Все это говорит о том, что хаос в Сирии может затянуться не просто на годы, а на десятилетия. По крайней мере, если судить по палестино-израильскому конфликту, такого рода прецеденты на Ближнем Востоке уже имеются. 

  • * ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ