Разрушение привычных логистических цепочек стало одной из главных причин подорожаний шин в России. Эксперты "Дрома" проанализировали изменения стоимости самых популярных моделей шипованной и нешипованной резины размеров в 16, 18 и 20 дюймов.
Цены поднялись не только на автомобили, но и на запчасти и расходники к ним. По информации портала, в среднем покрышки подорожали на 5%-43% в зависимости от бренда, в то же время некоторые модели даже незначительно подешевели.
Шипованные зимние покрышки традиционно интересны российским водителям из регионов, где дороги обычно не обрабатываются реагентами. Самые популярные бренды в сегменте зимних шин – финский Nokian, немецкий Continental и французский Michelin. Устойчивую позицию на рынке РФ занимает отечественная компания Cordiant, выпускающая сравнительно бюджетную продукцию.
Сильнее всего поднялась цена на шины компании Nokian: их минимальное подорожание составило 31% при анализе стоимости 18-дюймовых покрышек Hakkapeliitta 9-ти и 20-дюймовых Hakkapeliitta 10. Больше всех, на 43%, прибавили в цене Nokian Hakkapeliitta 10 диаметром 16 дюймов. Заметно сильнее "бить по кошельку" стали покрышки Nordman.
Отмечается, что в марте 2022-го стоимость большей части резины была значительно выше, чем в октябре: это обусловлено волатильностью рубля и резким удешевлением российской валюты. После укрепления курса продукция Continental, Michelin и Cordiant подешевела, а шины Nokian, в свою очередь, продолжили прибавлять в цене.
В разделе фрикционных шин россияне выбирают из гораздо большего количества производителей: все более интересны автомобилистам становятся покрышки, разработанные в Китае. Авторы материала подчеркивают, что нешипованные модели от китайских брендов обладают достаточным качеством. Спросом также пользуются японские и корейские бренды.
Примечательно, что большая часть таких покрышек производятся на заводах в России, собственных предприятий в РФ нет только у китайской Triangle и корейской Hankook. В марте 2022-го года несколько фабрик приостановили деятельность, и не все смогли ее возобновить к осени. Например, французский Michelin сообщил о полном уходе из России и передаче бизнеса местным предпринимателям: известно об этом было еще в июне, но без конкретики.
С середины марта остановилось производство на предприятии Bridgestone в Ульяновске, также прекратились поставки шин, закупаемых за рубежом. Фабрики Pirelli, Continental и Yokohama, в свою очередь, вернулись к работе в промежуток с апреля по август — после того, как фирмам удалось наладить импорт каучука по альтернативным каналам.
Не всегда подорожание зимней резины связано с разрывом логистических цепочек и санкциями: импортируемые Triangle почти не прибавили в цене, незначительно подорожали покрышки уходящих из страны Michelin. Pirelli и Continental, производство которых останавливалось, но возобновилось, подорожали меньше, чем на заводах не уходившей из России Nokian. Аналитики резюмируют: в настоящее время ценообразование формируется исходя из маркетинговых соображений и конкурентной среды, а не из-за острого дефицита зимних шин.