В Гонконге третий месяц идут массовые протесты. Сотни тысяч человек вышли на улицы из-за скандального законопроекта, который предусматривал упрощенную выдачу материковому Китаю и Тайваню подозреваемых в преступлениях. Иначе как "злым законом" демонстранты этот документ не называют — они считают, что он ведет к потере автономии и прав. Недовольные требуют отзыва законопроекта, отставки главы администрации Гонконга Керри Лэм и расследования действий полиции при разгоне протестующих. Сергей Харламов рассказывает, что происходит в Гонконге и почему ему кажется, что протестная активность будет только нарастать.
Чего хотят люди
Закон принимается по резонансному делу: житель Гонконга убил беременную девушку, с которой у него были отношения, во время отпуска на Тайваньских островах. У Гонконга нет договора об экстрадиции с Тайванем. Тогда власти и предложили внести поправку, согласно которой можно будет выдавать подозреваемых тем, с кем нет договора о выдаче, в том числе материковому Китаю. Протестующие считают, что это позволит китайским властям притеснять неугодных оппозиционеров, обвиняя их в мошенничестве или любом другом преступлении.
За последние годы в Гонконге исчезли семеро известных политиков, которые придерживались оппозиционных взглядов. Они оказывались в китайских тюрьмах по обвинению в отмывании денег и прочих преступлениях. Закон может позволить КНР "официально" требовать выдачи неугодных.
9 июня 2019 года жители Гонконга собрались на первую массовую демонстрацию. Под лозунги протестующих вышло до миллиона жителей города. Власти и полиция насчитали 240 тысяч человек. К вечеру у демонстрантов закончилось разрешение на митинг, к тому времени на улицах города остались самые агрессивные. Начались провокации, и полиция жестко разогнала попытавшихся занять площадь перед зданием парламента.
Демонстрации продолжались все следующие 5 дней, активисты блокировали разные точки центра города, в результате 15 июня глава администрации Гонконга Кэрри Лэм приостановила рассмотрение поправок в закон об экстрадиции, но не отказалась от него.
После изучения проблемы на протяжении двух дней я решила приостановить рассмотрение. У нас есть две проблемы: случай с [совершенным гражданином Гонконга] убийством в Тайване и пробелы в законодательстве. Первую мы, может, и не решим, но устранить лазейки мы по-прежнему должны. По этой причине отзывать законопроект окончательно я не считаю необходимым.
Кроме того, было опубликовано официальное сообщение:
Глава администрации признает, что недостатки в работе правительства привели к существенным противоречиям и спору в обществе, разочаровав и огорчив многих. Глава администрации приносит свои извинения перед общественностью и обещает самым искренним образом принять критику и сделать улучшения в службе обществу.
Давление со стороны Китая отрицалось. Спустя полмесяца протест заиграл с новой силой. На этот раз потребовали отставки главы администрации Гонконга и закрытия уголовных дел, появившихся после первой волны протестов. Несколько десятков лидеров митинга, по мнению полиции, призывали к провокациям в социальных сетях и на улицах.
Протестующие борются за полную отмену законопроекта и связывают свою настойчивость с неудавшейся "революцией зонтиков" в 2014 году, когда жители выходили против изменения избирательной системы, навязанной властям Гонконга Пекином. Тогда китайские власти хотели проводить процедуру утверждения кандидатов на выборах перед голосованием. Но, несмотря на 79 дней протестов, оппозиция своего не добилась — парламентские выборы в Гонконге в 2017 году прошли по новым правилам.
Законопроект об экстрадиции — первое по-настоящему резонансное дело нового подконтрольного материковому Китаю парламента. Как отмечают западные журналисты, гонконгцы больше не чувствуют солидарности с собственными властями, а китайское правительство намеренно уничтожает устраивавший всех еще 5 лет назад план "одна страна — две системы", по которой бывшая британская колония жила с 1997 года. Считалось, что в Гонконге независимые суды, но теперь этого ощущения больше нет.
Хорошие активисты, плохая полиция
Протесты возобновились с большей силой с первой недели июля. В поддержку протестующих развернулась большая медийная кампания. Они говорят о солидарности различных социальных групп, Youtube и Twitter заполонили видео о том, как толпы расходятся, чтобы пропустить очередную скорую или пожарных.
Ежедневно в городе происходят стычки с полицией. Оппозиция жалуется, что против них применяют слезоточивый газ и резиновые пули. Одна из девушек стала символом протеста, после того как ей в глаз попали резиновой пулей. Глаз она потеряла. Эта история теперь активно тиражируется и используется.
В конце июля в интернете распространилось видео с потасовкой в метро: толпа неизвестных напала на протестующих, возвращавшихся поздно ночью с митинга. По информации координаторов, это были люди нескольких мафиозных кланов, симпатизирующих китайскому правительству.
В августе они еще несколько раз нападали на протестующих. Эти инциденты позволили полиции развернуть настоящие боевые действия на станциях в метро. В закрытом помещении распыляли газ.
В августе протестующие заняли аэропорт Гонконга. На несколько дней были отменены рейсы, аэропорт фактически перестал работать. С одной стороны, это оказалось очень эффективным методом воздействия: протестующие просто проводили там сидячую забастовку, но их было столько, что невозможно было пройти — фактически они парализовали работу транспортного центра. С другой стороны, поднялась волна возмущения, поэтому протестующим пришлось писать различные плакаты с извинениями.
Еще одна особенность, на которую обращают внимание сторонники оппозиции, — то, как протестующие относятся к сбору мусора. Они столкнулись с обвинениями со стороны горадминистрации в препятствовании работе коммунальных служб и мусорщиков, поэтому решили сами сдавать бутылки и разделять мусор, а затем уже передавать его уборщикам с улиц, которые они заняли.
Один из демонстрантов погиб, пытаясь забраться повыше во время очередной акции в самом начале лета. Улицу, на которой он погиб, выложили тысячей записок и оригами.
18 августа пошел слух о силовом подавлении протеста — появилась информация о движущихся к городу армейских частях. Однако китайское правительство отвергло эти подозрения.
Еще некоторые фрагменты превышения полномочий полицейскими:
На журналиста надели каску и дали ему зонт:
Протестующие координированно заливают шашки с газом водой:
Хорошие полицейские, плохие провокаторы
Городские власти также ведут кампанию против активистов. Помимо обвинений в том, что митингующие мусорят и мешают работе общественного транспорта, в СМИ появляется множество сообщений о погромах магазинов, вырванной брусчатке и травмах полицейских.
Протестующие громят машины и нападают на полицию
За время столкновений число сделок на рынке недвижимости в городе сократилось на 35%, Гонконгская фондовая биржа падает уже который месяц, снижение составило 9% от весенних показателей. Оборот розничной торговли сократился на 7% еще в первые дни протестов. Китайская элита потеряла 19 миллиардов долларов за время протестов.
Активисты избивают полицейского, бежавшего за провокатором
В ночь с 1 на 2 июля протестующие ворвались в парламент и вывесили британский колониальный флаг. Им пришлось быстро покинуть помещение, потому что полиция усилила давление и распылила слезоточивый газ. В итоге оказались повреждены окна, стулья и кресла зала. Это случилось прямо в 22-ю годовщину присоединения Гонконга к Китаю (как это происходило больше 20 лет назад — читайте в материале Ruposters).
Китайские СМИ обращают внимание на излишнюю благосклонность западных журналистов к митингующим и критикуют политиков, высказывающихся по проблеме. По мнению китайских властей, это вмешательство во внутренние дела. Однако это не мешает гонконгским активистам открыто размахивать американскими (даже не британскими) флагами.
Сотрудницу американского генконсульства Джули Иде сфотографировали в фойе отеля JW Marriott вместе с представителями оппозиции и координаторами протеста. Американское представительство не только не стало отрицать факта встречи, но и назвало китайский режим "бандитским":
Я не думаю, что публикации частной информации американских дипломатов, фотографий, имен их детей — это формальный протест. Это то, что сделал бы бандитский режим, и это не то, как будет вести себя ответственная нация, — заявила пресс-секретарь Госдепа Морган Ортагус.
Дональд Трамп, якобы встревоженный ситуацией с правами человека, попросил Си Цзиньпина о личной встрече. Американский президент назвал китайского лидера жестким, но способным решить проблемы мирно. Пекин ответил коротким заявлением, что собирается полагаться только на собственный здравый смысл и не приемлет советов президента другой страны в делах КНР.
В кампании против протестов власти пользуются даже теми инструментами, которые официально запрещены на территории Китая, например, Twitter и Facebook*, и как ни в чем не бывало размещают там рекламу. Когда это заметили, это сыграло не на пользу властям.
Один из примеров продвигаемого (Promoted) поста информационного агентства "Синьхуа"
Facebook* официально заблокировал несколько рекламных аккаунтов властей Китая и анонсировал новую политику, согласно которой государственные СМИ больше не смогут покупать рекламу в соцсетях. Так же поступили и в Twitter, заблокировав аж 935 профилей.
Эти сообщения были преднамеренными и целенаправленными попытками посеять политическую рознь в Гонконге и подорвать легитимность протестного движения. У нас есть надежные доказательства, что это была скоординированная операция при поддержке государства, — заявила администрация Twitter, анонсируя блокировку аккаунтов.
Символичность
Невозможно отрицать, что сегодняшние протесты связаны с неудачами в 2014 году. Поэтому протестующие снова используют зонтик в качестве символа. Неожиданным является использование знаменитого лягушонка Пепе, которого давно облюбовали правые радикалы в США. За несколько лет лягушонок заработал славу тролля и провокатора в американском сегменте интернета. Используя и перерисовывая Пепе с более добрыми чертами физиономии, протестанты таким способом пытаются "отмыть" персонажа комиксов.
Та самая девушка, пострадавшая от резиновых пуль, держит плакат с Пепе
Заметно, что Пекину порядком надоела схема "одна страна - две системы", которую по договору китайцы обязаны соблюдать до 2047 года, еще 28 лет. Учитывая ужесточение экономических законов и в целом еще большую централизацию капиталов, увеличивающийся контроль за большими компаниями, свободный Гонконг уже становится угрозой режиму КНР, через который, по мнению властей материка, может начаться подтачивание самой успешной современной социалистической системы.
И если Пекину удастся переварить и этот протест, у него будет карт-бланш на новые ужесточения. Это понимают и в оппозиционных штабах. Поэтому протестная мобилизация может сохраняться вплоть до зимы, повод у нее бессрочный и даже вечный — демократизация и свобода.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ