Россия успешно продвигает в странах глобального Юга свои проекты в сфере мирного атома, укрепляя международные связи и расширяя влияние, пишет газета Financial Times и отмечает, что РФ участвует в половине всех международных соглашений по строительству новых АЭС.
"Росатом" сейчас строит первую АЭС в Бангладеш, проделывая там "потрясающую работу", оценила генеральный директор Всемирной ядерной ассоциации (WNA) Сама Бильбао-и-Леон. Стоимость проекта оценивается в $12 млрд, мощность станции составляет 2400 МВт, она будет генерировать порядка 10% электроэнергии, необходимой стране с населением 170 млн человек, большая часть которых страдает от веерных отключений.
Газета утверждает, что Россия может использовать этот и другие такие проекты, чтобы "связать страны на десятилетия и расширить свое влияние". При этом в материале отмечается, что главной мягкой силой России всегда были нефть и газ, но с началом СВО и введением беспрецедентных антироссийских санкций Москва "лишилась привычных рычагов влияния". Атомный же сектор под санкции не попал и теперь помогает России создавать "долгосрочные политические связи", одновременно ограничивая возможности Запада изолировать РФ.
По данным FT, до начала СВО на долю России приходилось около половины всех международных соглашений в сфере мирного атома, которые включают строительство АЭС, поставки реакторов и топлива, вывод из эксплуатации, обращение с отходами. Основными конкурентами Москвы в этой отрасли стали Китай, США, Франция и Южная Корея, их общая доля рынка составляет около 40%. Россия также занимает доминирующее положение в обогащении урана — 27,7% рынка, у ближайших конкурентов Китая и США заметно более скромные доли — 6,3% и 4,9% соответственно.
"Росатом" сегодня участвует в строительстве более чем трети новых реакторов по всему миру, реализуя проекты в том числе в Китае, Турции, Индии, Иране и Египте.
"Отношения, которые Россия налаживает посредством ядерных проектов, превосходят даже длительные контракты на поставку трубопроводного газа", - пишет газета.
Строительство АЭС занимает около 10 лет, срок службы реактора составляет около 60 лет, подготовка к его демонтажу, включая удаление радиоактивных компонентов, требует еще 10-20 лет.
"Для страны это очень долгосрочное обязательство иметь российское присутствие. Это не просто фактическое строительство. Это целая экосистема", - пояснила научный сотрудник программы ядерной политики Королевского института объединенных служб (RUSI) Дарья Долзикова.
"Росатом" часто строит новые станции по модели "строй — владей — эксплуатируй", предполагающей более углубленную степень кооперации. Россия по ней предоставляет все необходимое для обеспечения работы станции, в том числе сотрудников, на протяжении всего срока реализации проекта.
"Российская сторона относится к станциям так, будто те принадлежат "Росатому". Единственная роль принимающей страны — покупать электроэнергию у реактора", - утверждает профессор-исследователь Норвежского института международных отношений (NUPI) Кацпер Шулецкий.
"Росатом" сегодня играет ключевую роль в усилиях РФ по развитию отношений с глобальным Югом, отмечает FT: глава госкорпорации Алексей Лихачев за два года посещал эти страны так же часто, как за предыдущие шесть лет, подписал около двух десятков меморандумов о взаимопонимании со странами Африки и Латинской Америки. Прямо сейчас "Росатом" ведет подготовку к строительству первой АЭС в Гане и малого модульного реактора в Узбекистане.
ЕС не раз намеревался включить "Росатом" в санкционные списки, но против этого выступают Венгрия, где корпорация строит новые блоки для АЭС "Пакш", и Болгария.