Дональд Трамп подогрел интерес к новости о покупке Гренландии. Он подтвердил, что такое приобретение было бы интересным. Хозяйка самого большого острова в мире — Дания — ежегодно теряет из-за Гренландии почти $7 млн, а для США владеть островом "стратегически было бы неплохо", подчеркнул американский президент. Эта "сенсация" породила мнения от "Трамп чудит" до "агрессивная американская военщина пытается окружить Россию". Комментаторы вспомнили полузабытые истории о тайных подледных базах США — "оружии судного дня" на случай Третьей мировой войны. Но почему появилась эта новость на самом деле и к чему Трампу Гренландия? На эти вопросы искал ответ Владимир Свержин.
Попытка покупки №1
Гренландия — "часть суши, со всех сторон окруженная водой". Это знают все еще со школы. Также помнят, что большая часть этой суши покрыта многометровым слоем ледников, а население региона, по площади изрядно превышающего Мексику (13-я страна по площади в мире), не дотягивает и до 60 тысяч жителей. Этот огромный естественный "холодильник" принадлежит Дании, и идея приобретения такого пустынного, гигантского острова на первый взгляд кажется совершеннейшей нелепостью.
Однако нет такой нелепости в политике, которая не могла бы оказаться правдой: вскоре после Второй мировой войны президент США Гарри Трумэн уже делал предложение Датскому королевству продать Гренландию за $100 млн (в пересчете на современные цены около $1,5 млрд). Разоренной войной Дании от подобного предложения было нелегко отказаться. Но она все же отказалась.
Чего же хотел добиться отец атомной бомбардировки и блока НАТО? Уж точно он не планировал выкинуть деньги впустую. И тогда, и сейчас в Америке такое не принято.
Северная крепость
Президент Гарри Трумэн хорошо умел считать деньги и не стеснялся воевать. В годы Первой мировой войны, невзирая на плохое зрение, обманув врачей, он отправился на фронт и командовал батареей на передовой. Во Вторую мировую возглавлял сенатский комитет, расследовавший злоупотребления и растраты в ходе выполнения Национальной программы обороны. И он немало преуспел в своих расследованиях. Так что на их волне легко стал вице-президентом, а затем и президентом США. Однако все это время главный союзник в этой войне, Советский Союз, был для него как кость в горле. Он считал, что его предшественник на посту президента, Франклин Делано Рузвельт, был чересчур мягок с Советами. Заняв Белый дом, Трумэн вскоре аннулировал прежние союзнические отношения между США и СССР. Впрочем, еще в самом начале войны он четко заявлял:
Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше.
Теперь, после окончания войны, Трумэн готовился к новой бойне. Планы "Тоталити" и "Дропшот" предусматривали нанесение по вчерашним союзникам ядерных ударов. И вот тут-то Трумэн вспомнил о Гренландии.
Дело в том, что со времени перелета Чкалова через Северный полюс в Америку в Комитете начальников штабов США возникло неприятное чувство легкой доступности. Там вспоминали, что самолет, на котором прилетел отважный летчик, — это не сильно измененный советский дальний бомбардировщик ДБ-1. С той поры и до окончания Второй мировой авиастроение развивалось семимильными шагами, и самолеты теперь были не чета ДБ-1.
К тому же теперь у СССР имелись тысячи отлично подготовленных, обстрелянных и храбрых пилотов. Так что перспектива в случае военного противостояния увидеть в небе над Америкой армады советских бомбардировщиков воспринималась как вполне реальная. Конечно, к тому времени у США имелось атомное оружие. Но к моменту "стратегического поворота" было лишь 9 бомб.
И Трумен отлично понимал, что удар ими лишь разъярит и без того озлобленных и закаленных войной русских. Чтобы обезопасить Америку от непременного и крайне жесткого контрудара нужен был надежный форпост — база со станциями раннего радиолокационного обнаружения и аэродромами истребителей-перехватчиков. Впоследствии там же планировалось развернуть ударную авиационную группировку, а заодно и военно-морскую базу. Для всего этого в силу географического положения Гренландия подходила как нельзя лучше.
Как уже известно, продать Гренландию Дания отказалась, но, как член НАТО разрешила создание на ее территории американских военных баз. Что забавно в этом случае: сама идея размещения здесь американского военного контингента, с подачи датского правительства, обсуждалась и была одобрена еще Ф.Д. Рузвельтом в апреле 1941 года. Тогда подобный шаг задумывался, как противодействие возможному немецкому захвату острова. Теперь же, в начале 50-х, когда с гитлеровской Германией было уже давно покончено, со ссылкой на этот документ в Гренландии наконец разместили авиабазу Туле и военно-морскую Грин Велли.
В годы Холодной войны здесь базировались стратегические бомбардировщики, несшие ядерное оружие. Базы эти находятся в Гренландии по сей день. Видоизменяясь и несколько меняя назначение, они продолжают действовать. Со времени начала строительства "противоракетного зонтика" системы ПРО эти базы и сам остров приобрели новое значение. Гренландия рассматривается в современной военной концепции США как важнейший пункт обороны и возможного наступления, своего рода естественная крепость. В последние годы здесь регулярно проводятся военные учения стран НАТО.
В грядущей борьбе за Арктику, о которой немало говорят в США, Гренландия должна стать главным плацдармом, дающим возможность окружить Россию с севера и востока. И с этой точки зрения покупка Гренландии с возможностью развертывания здесь крупной ударной группировки — шаг настораживающий. Полковник в отставке Виктор Баранец по этому поводу выразился так:
Мне бы хотелось, чтобы все вопросы, связанные с освоением ресурсов в мире, решались дипломатическим путем, однако намерение президента США Трампа приобрести Гренландию — это шаг, который может приблизить большую арктическую войну.
Военно-геостратегическая составляющая вопроса остается важным доводом в пользу чрезвычайно пристального внимания США к этому северному острову.
Новый Клондайк
Всего несколько десятилетий назад, во времена Трумэна, Гренландия представлялась почти никчемным куском дикого камня, к тому же покрытого ледяным панцирем. В лучшем случае поднимался вопрос о возможности буксировки гренландских айсбергов туда, где остро необходимы водные ресурсы. Примерно такая же ситуация и оценка ресурсов была и перед необдуманной продажей Российской империей Аляски. В ту пору американская пресса именовала ее "холодильник Сьюарда" (по имени тогдашнего госсекретаря Уильяма Генри Сьюарда), полагая абсолютно никчемной территорией. Сейчас же СМИ почтительно называет Гренландию "новым Клондайком".
На сегодняшний день в Гренландии разведаны:
- Золото. Пока разведаны несколько месторождений. Уровень добычи на сегодня — от 900 кг до 2 тонн. Разработка не так давно началась, возможны новые драгоценные находки.
- Алмазы. В регионе Сарфартог обнаружены алмазы до 2,5 карат, а в 2008 году был найден алмаз около четырех карат. В районе города Маниитсок выявлена крупная система кимберлитовых даек общей длиной более 10 км. Однако на сегодня работа в этом направлении заморожена.
- Рубины и сапфиры. В 2014 году было открыто месторождения Аппалутток. Рубины и розовые сапфиры встречаются здесь на протяжении более 200 км. Промышленное освоение еще не проводилось.
- Высокочистый кальциевый полевой шпат. Совсем недавно открыто крупное месторождение этого минерала в районе поселка Какорторсуак. Он активно используется в производстве слабоизлучающих стекол, стекловолокна, при изготовлении солнечных батарей и при выплавке алюминия.
- Молибден. Месторождение Мальмбьерг, по оценкам специалистов, содержит 400 тыс. тонн этого ценного металла, используемого для производства легированных и антикоррозионных сплавов, без которых немыслима современная промышленность (на данный момент месторождение разрабатывает польская компания).
- Свинец и цинк. На острове имеются крупнейшие запасы этих металлов.
- Редкоземельные элементы и редкие металлы. Если говорить о ценности для США, то месторождение редкоземельных элементов для Америки куда интересней, чем золото. Дело в том, что большая часть разведанных месторождений находится в Китае. И по законам КНР они не могут быть вывезены в виде руды, только в изделиях. Потребность же превышает предложение: без редкоземельных элементов (на сегодня) невозможно сделать ни одной микросхемы. Именно это обуславливает бум выпущенной в Китае электроники на мировом рынке. Для современной Америки гренландские месторождения — возможность отвязаться от китайской зависимости. В обнаруженных в Гренландии рудах содержатся ниобий, тантал, цирконий, иттрий, литий, бериллий, а также сопутствующие уран и торий.
- Уран. В комментариях не нуждается. Месторождение Куннесюит считается одним из самых крупных в мире. Приблизительная оценка — 1 млрд тонн руды.
Также здесь имеются значительные месторождения никеля, железа, хром-титан-ванадиевого соединения, платиноидов… Геологи утверждают, что имеются совершенно определенные признаки наличия нефти в гренландском шельфе. Так что содержимое очередного "холодильника" вполне серьезное. И, казалось бы, одного этого может хватить, чтобы захотеть приобрести этакий милый "островок".
Вброс для Канады
Первой новость о намерении купить для Америки "немножко новой земли" со ссылкой на источники дал The Wall Street Journal. Два источника утверждали, что президент США попросил юрисконсульта в Белом доме изучить возможность сделки. Информация вполне похожа на правду: известно, что нынешний президент Америки — человек резкий и импульсивный. А значит способный, не долго размышляя, сказануть что-нибудь такое, что способно вогнать в ступор его собственных юристов, спичрайтеров и пиарщиков. Кроме того, известен "почерк" Трампа: еще до выборов он был широко известен тем, что скупал по бросовой цене убыточные проекты. А затем успешно и прибыльно доводил их до конца. Так что фраза о желании купить Гренландию не кажется совершенно невозможной.
Мой "информированный источник", близкий к штабу Республиканской партии, утверждает, что эти слова действительно звучали в частной беседе Трампа, но не как реальное намерение, а скорее как шутка. И, что самое примечательное, звучали еще в прошлом году.
Надо понимать: когда Трумэн предлагал Дании $100 млн, они составляли 0,006% ВВП Соединенных Штатов, сейчас же, по очень приблизительным оценкам, стоимость острова составляет порядка 10 трлн. А это уже больше половины ВВП. А ведь еще нужно вкладываться в исследование, строительство, создание и поддержание инфраструктуры — затраты огромные. Так что покупка выходит чересчур дорогостоящая.
Но на сегодняшний день в Гренландии растет и ширится деятельность гренландских сепаратистов. Лидер лево-социалистической партии "Инуит Атакатигиит" ("Народное сообщество"), бывший премьер-министр Гренландии Куупик Клейст заявлял:
Острову следует как можно скорее покончить с зависимостью от Копенгагена, который выделяет ежегодно Гренландии дотации в размере около 600 миллионов долларов. И дружба с Пекином — самый прямой путь к процветанию и независимости страны. Только один проект, предложенный Пекином, по добыче железной руды вблизи Нуука (столица Гренландии), оценивается в 2 миллиарда 300 миллионов долларов.
Дружба Гренландии с Пекином — страшный сон Вашингтона. Неожиданно, однако вполне реально. Китай действительно охотно инвестирует в Гренландию, и на сегодняшний день здесь уже существует немалая китайская диаспора. Естественно, впускать одного из главных политических, экономических и военных соперников в зону своих интересов американцам совершенно не хочется.
Кроме того, именно сейчас Трамп добивается от Канады пересмотра обширного пакета экономических договоров, подписанных еще при Билле Клинтоне. По его мнению (вероятно, так и есть), эти договоры совершенно не выгодны Америке. И Трамп успешно "тащит" на себя одеяло.
Здесь и новые тарифы на канадский импорт пиломатериалов; давление на Bombardier Inc., которое заставило компанию передавать свою программу CSeries американской компании Airbus SE, пересмотр Североамериканского соглашения о свободной торговле, призрачные пограничные сборы на сталь и алюминий, угроза тарифов на автомобили и уран. Если взять крупный кусок на восток от Канады и начать разработки береговых ресурсов, то диктовать соседям будет куда проще, — утверждает все тот же информированный источник.
Один слух о том, что на предстоящей в сентябре встрече Дональда Трампа с премьер-министром Дании Метте Фредериксен будет обсуждаться вопрос будущего статуса Гренландии, заставил канадского премьера Джастина Трюдо идти на значительные уступки в пересмотре договоров.
Трамп на камеру подтверждает собственный "стратегический интерес" в покупке Гренландии
Скорее всего о какой-либо реальной заинтересованности в покупке огромного северного острова речь не идет. Гренландия не по карману, да и хозяин вовсе не горит желанием избавляться от такого "неликвида". Однако намерение купить Гренландию, отдельно от реальности, теперь странствует в информационном море. Как говаривал известный политический публицист сэр Артур Конан Дойл устами большого знатока политических подковерных баталий Майкрофта Холмса: "Поскольку ты будешь иметь дело не c преступным миром, а с политиками, — не верь никому, ни единому слову!"