Завершена избирательная кампания 2016 года. Конституционное большинство на выборах в Госдуму безоговорочно завоевала "Единая Россия", получившая 140 мест, которые причитаются партии за результат по общефедеральному списку, и еще 203 места для одномандатников. Общее число мандатов фракции формирует рекордные для российской политической истории 343 депутатских кресла из 450.
Безусловно (об этом говорили на встрече при подведении предварительных итогов и Дмитрий Медведев, и Сергей Неверов), мандат, данный "Единой России" народом РФ — это мандат доверия Путину и его курсу.
Это призыв сохранить твердость руки у штурвала страны, словно ледокол проходящей бурные воды второго десятилетия XXI века. Это признание необходимости наличия надежных приводных ремней, ведущих из рубки ко всем агрегатам этого гигантского судна, плывущего одновременно в трех океанах. И это подтверждение готовности пройти на этом корабле, в составе единой 145-миллионной команды, через любые препятствия.
Народ отдал свой голос не за (изменившуюся и обновленную, но все еще далекую от совершенства) "Единую Россию", и даже не столько за ее одномандатников, честно прошедших за лето многие тысячи дворов по всей стране, чтобы добиться доверия к себе и обновить партийный бренд.
Народ утвердил своими миллионами "галочек" в квадратике под номером 4 нечто большее: первую пару базовых ценностей посткрымской России. Проголосовал за сохранение стабильности в сочетании с сохранением суверенитета.
Первое подтверждается отсутствием принципиального прорыва "ястребиных" партий, например, "Родины".
Показателен также казус военного эксперта и записного "ястреба" Коротченко, который обещал отправить кого-то под пулеметы НАТО прямо с дебатов. Коротченко взял на выборах внезапные для столь экстравагантной программы около 20% по Тушинскому округу Москвы, где в качестве кандидата-одномандатника противостоял Гудкову ("Яблоко") и Онищенко ("ЕР").
Этим он вызвал очередной сеанс интеллигентских "Россия, ты одурела" (на самом деле, фотограф Варламов высказался значительно определенней). Впрочем, иные по старой памяти возмущены и процентом ЛДПР. "Вероятное второе место ЛДПР как нельзя лучше аттестует эту политическую нацию", — считает Сергей Доренко.
Впрочем, в каком-то смысле, выдвиженец "Родины" Родину в Тушино отстоял: прозападный "яблочный" кандидат Дмитрий Гудков* благодаря нему не прошел, в довольно убедительной борьбе проиграв единороссу Онищенко.
При всей нынешней свободе доступа к избирателю (Памфилова во главе ЦИК, регистрация на выборах без препятствий, дебаты на федеральных каналах и т.д.), в Думу не прошел ни один представитель так называемых "несистемщиков".
Следящий за развитием событий бесконечно устал от бесконечного же выяснения отношений между различными представителями бывшего "болота", их призывов не голосовать вообще, не голосовать друг за друга, сняться в пользу друг друга (враг врага), и так далее, и тому подобное. Эти люди взялись за дело дружно, и растерзали друг друга так, что охранителям на поживу остались одни скриншоты.
Если вам интересно знать, в настоящий момент, пока пишется этот текст, блогер и виртуальный мэр Москвы Навальный***** упрекает сотрудницу Ходорковского* Марию Баронову в том, что ее 15.000 подписей (честно проверенных и принятых ЦИК) — нарисованные, и она, следовательно, была "спойлером" для кандидата "Парнаса" профессора Зубова.
Активистка же Баронова, в свою очередь, утверждает, что "Алексей Анатольевич все ресурсы, которые демократы вложили в него, использовал в итоге на этих выборах для того, чтобы показатели всех демократических кандидатов подтопить. Он бросил все, что было в него вложено за эти годы на то, чтобы наши избиратели на выборы не пришли".
Констатируем полный моральный, и, будем надеяться, окончательный политический крах "малых сих", и вернемся к важному.
Вот семь тезисов о том, чем таким важным закончились для страны выборы-2016.
Первое. Главный итог кампании: избирательная система преодолела накопленный кризис, сумела избавиться от ряда вопиющих недостатков, и перешла в новое качество.
Родился новый русский избирательный стандарт: конкурентность, открытость, легитимность. Выборы по новому стандарту не похожи ни на западное "шоу", где все решают деньги и медиа, ни на восточную имитацию выборов, где все решают кланы и центры силы.
Глава наблюдательной миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ Мариетта Тидеи положительно оценила работу ЦИКа под руководством Эллы Памфиловой. "Я надеюсь, что мы скоро увидим больше политических альтернатив и возросший уровень вовлеченности общества в дискуссии", — добавила она.
Найден и прошел первую плановую обкатку новый русский способ выдвигать власть, наработанный за 25 лет экспериментов с западной моделью в условиях принципиально иной по качеству среды. Это очень важно.
Второе. Высочайший в истории результат фракции "ЕР" по мандатам — символ единства партии и избирателя, их общей уверенности в правильности суверенного курса.
Большое число же депутатов-одномандатников "партии власти" — верная примета ее обновления. Эти выборы впервые за годы запустили социальные лифты, позволяя власти обновляться через кооптацию актива, процедурно, без потрясений.
Третье. Результаты "партий второго эшелона" объяснимы высокой мобилизацией ядерных сторонников. Тот факт, что КПРФ едва не уступила традиционное второе место ЛДПР — устареванием идеологической базы коммунистов-зюгановцев, и размытием социальной повестки (чем отметились даже партии правого толка).
Показательно, что часть естественной волны посткрымского патриотизма вобрала в себя именно вновь получившая популярность у молодежи ЛДПР. Увы, этого не удалось сделать КПРФ, застрявшей морально и физически примерно в СССР эпохи развала.
Объяснение свежей волны "молодежи за Жириновского" — на виду: не в пример остальным реликтовым политикам 90-х, Жириновский и сам последовательно омолаживает свою кадровую линейку. Зюганову стоит задуматься.
Четвертое. Самый высокий результат получили те, кто "дошел до людей", принял как руководство к действию мысль Вячеслава Володина о том, что "каждый двор — базовая единица политического пространства".
При этом штатные крикуны, хоть как-то выползшие из фейсбука к людям лишь в последние пару недель кампании, никого толком за пределами своего френдлиста не убедили. Несмотря ни на какие "черные бюджеты им. Ходорковского*", и отвязно-отчаянные кампании по принципу "однова живем, держите меня семеро".
Более того, агрессивная и (в последние несколько дней перед выборами) противоправная реклама не помогла тому же Явлинскому преодолеть несчастные 3%, чтобы получить госфинансирование. Это с большой вероятностью приведет к дальнейшему ослаблению старейшей партии либералов. "Парнас" же, по всей видимости, и вовсе вскоре закончит свое существование.
Пятое. Суммарный результат одномандатников "ЕР" и ОНФ позволит сформировать в Думе сильную центристскую фракцию. Это означает устойчивость курса, преемственность и отсутствие потрясений.
Именно этого ждет от Думы народ, и именно об этом предупредил "ЕР" президент Путин:
"Ситуация непростая, люди чувствуют это и хотят, чтобы в политической системе была та самая стабильность, о которой мы говорили. Люди хотят, чтобы ситуация в стране, в политической сфере, в парламенте была надежной. К этому люди подошли с таким настроением. Это результат, которого сами наши избиратели хотят. В условиях этих сложностей, большого количества неопределенностей, рисков люди, безусловно, выбирают так называемую стабильность и доверяют ведущей политической силе, правительству".
Шестое. При этом возросшая конкурентность и, как результат, заметно обновленная по списочному составу Дума обеспечат избирателю лучшее, более "точечное" и точное представительство. А значит, дискуссий в парламенте (особенно, если верить прогнозу главы государства, по бюджетному планированию) станет больше.
В обновленной Думе и при сложившемся "новом избирательном стандарте" кто-нибудь вполне может попробовать "работать лучше ЕР", чтобы получить результат, который наконец привлечет большее внимание избирателя.
Седьмое. Победа "Единой России" — это не повод для партии самоуспокаиваться. Выиграли не путевку в отпуск, а право приступить к огромной и трудной работе.
В первую очередь, она ляжет на плечи одномандатников, которым предстоит постоянно поддерживать связь партии с выдвинувшими их регионами. В этом созыве по новому стандарту граждане непременно заметят, как влияет их выбор на проводимую политику.
Хороший депутат способен сделать жизнь региона лучше на самом практическом уровне. Плохой — загубить и доверие граждан к себе лично, и репутацию партии. Тем, кто вскоре окажется в креслах на Охотном ряду в составе правящей фракции, стоит помнить, что "долги" придется отдавать, и самое главное – оправдать надежды граждан.
- * внесены Минюстом РФ в список иноагентов
- ** лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
- *** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга