18 июля глава ДНР Александр Захарченко внезапно объявил о создании Малороссии — государства-преемника Украины со столицей в Донецке. Как было заявлено, украинские регионы инициативу поддержали. В Конституции Малороссии пообещали прописать курс на присоединение к Союзному государству России и Белоруссии. Громкое объявление тут же разошлось, однако идею никто публично не поддержал. В ЛНР заявили, что с ней никто не консультировался, в Кремле назвали речь Захарченко его личной инициативой. Впрочем, помощник президента Владислав Сурков назвал "хайп" по поводу воображаемого государства полезным. Платон Беседин - о том, что стоит за этим "хайпом".
Александр Захарченко, глава ДНР, сделал очередное странное заявление: "Мы, представители регионов бывшей Украины, за исключением Крыма, заявляем об учреждении нового государства, которое является преемником Украины. Мы согласны в том, что новое государство будет называться Малороссия, так как само название Украина дискредитировало себя".
В этой фразе прекрасно все. Захарченко - мастер подобных громких провокационных заявлений. Понятно, что он не рождает их сам, а читает написанное, но смотрится в своей ретрансляции весьма убедительно.
После вброса о создании Малороссии тут же заговорили о том, что это заявление не могло быть сделано без согласования с Кремлем. Однако Москва вежливо открестилась от идеи создания Малороссии, назвав ее личной инициативой Захарченко. Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков конкретизировал: идея принадлежит писателям и блогерам, связанным с ДНР. Главный такой писатель – Захар Прилепин – тут же и прокомментировал инициативу Захарченко (а, возможно, свою собственную).
И к этому можно было бы отнестись как к очередному инфоповоду, призванному отвлечь от реальных дел, однако идею с Малороссией, несмотря на всю ее призрачность и несбыточность, принялись всерьез обсуждать. Популизм запустили в массы.
Фактически в идее Малороссии хорошо только одно: возможное слияние ДНР и ЛНР. Это разделение с границами давно уже не несет в себе ничего, кроме контроля над разными сферами влияния местными авторитетами. Для простых людей ЛДНР, безусловно, удобнее и выгоднее как единое пространство, тем более если оно будет контролироваться реальными профессионалами.
Все остальное в идее Малороссии – от флага Хмельницкого до широкой автономии регионов – популизм, причем не самого лучшего разлива. Можно, конечно, сколько угодно декларировать, что Малороссия призвана объединить Россию и Беларусь, но это выглядит скорее комично, нежели реалистично, и может работать лишь на людей с воспаленным сознанием.
Вся эта идея могла бы сработать, если бы Захарченко и его команду поддержала Москва, но, к счастью, безумие не поразило кремлевские башни. И есть Минский формат, который на сегодня является безальтернативным.
Впрочем, в иронии и сарказме о Малороссии в социальных сетях и СМИ поупражнялись достаточно. Но есть несколько серьезных вещей, о которых никто не сказал.
Одна из них – то лицемерие, с коим власти ДНР и примкнувшие к ним говорят от имени простых людей. С легкостью они заявляют, как те их поддержат. Меж тем никто не спросил самих людей. Я хорошо помню заявления о том, как сначала армия ДНР освободит Мариуполь, а после и всю Украину. До Львова дойдут. Но, допуская, что они обезумят и на это решатся, хотят ли сами украинцы освобождения, видя, как живут в ЛДНР? Им и в самом жутком сне этого не приснится.
Я не раз бывал в Донецке в украинские времена, в России этого, вероятно, не знают, но надо понимать: город жил не просто хорошо, а очень богато. В стране он был вне конкуренции. Но то, во что превратили Донецк сейчас, – не просто печальное, а черное зрелище, которое у человека, любящего Донбасс, не может не вызывать ничего, кроме слез. Опять же говорю об этом на своем личном опыте, потому что не раз был в ДНР (в том числе и с гуманитарными миссиями).
Да, война – это главный фактор. И при войне не может быть того, что существовало в мирное время. Но от этого объяснения людям разве становится легче? И хотят ли такую же военную жизнь те, кто находится рядом? Вряд ли.
Все, кто могли, уехали. И их сложно обвинять в этом. В Крыму очень много людей с Донбасса. Я постоянно на связи с ними. Они рассказывают о жизни – той и этой, сравнивают. У них нет ничего, кроме боли и разочарования. И такое же разочарование у тех, кто сражался на стороне ЛДНР. Тех, кто разочаровывался слишком сильно, убили.
И дело не только в войне. Дело еще и в том, что местная власть слишком мало занимается жизнью простых людей. Нам ведь постоянно рассказывают о том, как живется в Украине: коррупция, отсутствие свободы слова, безработица. А что в ДНР и ЛНР? Разве там люди не сидят "на подвале", упакованные лишь за то, что посмели усомниться в справедливости решений власти? Разве там все хорошо с частной собственностью? Разве там все сферы не поделены между людьми с автоматами? И не тотальная ли там безработица?
Я очень хотел бы, чтобы те, кто говорит сейчас за простых людей, дали им слово. Без риска быть наказанным за откровенность. И тогда люди Донецка, Луганска, Ровеньков, Стаханова и других населенных пунктов честно бы высказались о том, что происходит у них и как ведет себя местная власть.
Не за нее они выходили весной 2014 года. Я ведь хорошо это помню, потому что жил там. И знаю, что люди Донбасса вышли за Россию: они хотели быть вместе с ней. Крыму это удалось, Донбассу – нет. И теперь там цены на продукты выше, чем в России, зарплата в пять тысяч рублей считается высокой, и есть водка по 50 рублей, которую нужно глушить и смотреть телевизор, чтобы не сойти с ума. И есть опричнина, в которой пикнуть опасно, и катастрофический отток людей из когда-то самого богатого украинского региона.
И вот когда такая жизнь, то остается лишь бряцать словами. Рассказывать о Малороссии, гадкой Украине – о чем угодно угодно, лишь бы отвлечь людей, когда им негде работать, им страшно говорить правду. Они никто в мире, который тоже усиленно превращают в ничто.
То, что начиналось как самая прекрасная и чистая мечта русского мира, превратилось в адский котел для несчастных, обездоленных людей. И это на самом деле общая вина.
Идею Новороссии похоронили, но самое страшное – многое из того, что связано с ДНР и ЛНР, превратилось в фарс, в популизм, на этой теме пиарятся и паразитируют политики, артисты, писатели, музыканты. Для многих из них это лишь повод. Подчеркиваю: для многих, но не для всех. Тем более жаль тех, кто ездит в Донбасс с поддержкой искренне, с чистым сердцем.
Но людям Республик сегодня прежде всего нужны не прожекты, а реальные дела, которые вытянут их жизнь из критического состояния. Для них важнее получить работу, а не в тысячный раз слушать о дискредитировавшей себя Украине.
И я очень хочу, чтобы тот посыл, с которым люди Донбасса вышли весной 2014 года, не был забыт, чтобы его наконец услышали, и самые русские люди на свете (а именно такие живут в Донбассе) обрели свой дом. Мы не можем бросить их. Они заплатили слишком многим за мечту.