Мнение

Тень войны: кто подначивает Трампа нанести удар по Ирану после атаки танкеров

Тень войны: кто подначивает Трампа нанести удар по Ирану после атаки танкеров

Загадочная атака на два танкера в Оманском заливе уже неделю остается одним из главных сюжетов мировых СМИ. Сами танкеры получили незначительные повреждения, а экипаж и вовсе не пострадал. Но всех волнует иное: воспользуются ли США этим поводом, чтобы развязать войну с Ираном — войну, которая может стать прологом к Третьей мировой. Кирилл Бенедиктов разъясняет, какие последствия могут быть у этого случая. 

У СМИ короткая память, а у их аудитории — тем более. Мало кто помнит сейчас, что весной 2007 г. мир две недели, затаив дыхание, ожидал начала операции "Укус", намеченной якобы на раннее утро 6 апреля. Информацию о готовящемся "точечном ударе" по иранским ядерным объектам, причем со ссылкой на источники в российской разведке, преподнес читателям израильский сайт Debka. Хотя Debka и прежде грешила ложными пророчествами (например, в 2001 г. этот портал на полном серьезе уверял, что Кремль вот-вот пошлет в Афганистан армию численностью в 1 млн человек), в "Укус" поверили. И не только журналисты, чей хлеб — сенсационные новости, но и солидные биржевые брокеры. Цены на нефть начали расти, достигнув к 6 апреля 2007 г. 70$ за баррель (через год они выросли еще почти вдвое, но запустило этот тренд именно ожидание войны с Ираном).

В 2019 г. роль сайта Debka сыграла авторитетная израильская газета Jerusalem Post. 17 июня она опубликовала материал "США планируют "тактический удар" по Ирану". Статья представляет собой пересказ аналогичного материала, опубликованного в выходящей на иврите газете Maariv ("Вечерка"). И сведения о якобы готовящемся ударе США по Ирану "чиновники ООН" сообщили первоначально корреспонденту Maariv. Можно предположить, что эти источники — израильские дипломаты, работающие в ООН. А рассказали они вот что: с пятницы в Белом доме ведутся постоянные дискуссии с участием военачальников, представителей Пентагона и советников Трампа о возможности ограниченного удара по некоему иранскому объекту, связанному с ядерной программой Тегерана. "Взрыв будет мощным, но ограниченным конкретной целью", — цитирует источник израильская газета.

То есть это как бы и не совсем война — скорее показательная акция устрашения, эдакая "порка" проштрафившегося хулигана, подобная тому, которую устроил Израиль Саддаму Хуссейну в 1981 г., разбомбив ядерный реактор в Осираке.

Начальник генерального штаба Армии обороны Израиля Рафаэль Эйтан докладывал о ходе операции "Вавилон" ("Опера") в 1981 году

Но все же понимают, что в 1981 г. Саддама можно было бомбить сколько душе угодно без особенного риска получить сдачи, а вот современный Иран — другое дело. Иран образца 2019 г. — это мощная региональная держава, ведущая две прокси-войны — в Сирии и в Йемене. Иран обладает внушительным арсеналом ракетного оружия, в том числе и баллистического. У Ирана, в конце концов, есть могущественные союзники, которым не понравится, если по ИРИ будет нанесен даже "ограниченный" удар.

Иными словами, то, о чем сообщили израильским журналистам израильские же (скорее всего) источники в штаб-квартире ООН, — это крайне опасная провокация, которая с большой долей вероятности приведет к ответному удару Ирана по тем целям, которые находятся в радиусе досягаемости его ракет. А таких целей, мягко говоря, немало.

На протяжении последних десятилетий США планомерно окружали Иран стальным кольцом своих военных баз, и сегодня эти базы, от Джибути на Западе до Хоста на востоке, станут первой мишенью для ответного удара иранских ракет, если Вашингтон все-таки решится ударить первым. Второй мишенью будет Пятый флот ВМС США, зоной ответственности которого является Персидский залив и западная часть Индийского океана. Третьей мишенью, вполне возможно, станет государство, которое не зря называют "страной одной бомбы".

Израиль, безусловно, можно понять. Иметь под боком державу, которая вот-вот вступит в ядерный клуб, — удовольствие весьма сомнительное. И хотя руководство ИРИ постоянно повторяет, что не стремится к созданию ядерного оружия (последний раз на встрече с японским премьером Синдзо Абэ это подчеркнул рахбар Ирана Али Хаменеи, издавший соответствующую фетву), в Израиле этому мало кто верит. Но вот стратегия, которую использует Биньямин Нетаньяху, чтобы нейтрализовать иранскую угрозу (неважно, реальную или мифическую), вызывает вопросы.

Президент Ирана Хасан Роухани, премьер-министр Японии Синдзо Абэ и аятолла Али Хаменеи, 13 июня 2019 г. Это первый за 41 год визит действующего японского премьера в Иран

Грубо говоря, она состоит в том, чтобы натравить на Иран Соединенные Штаты со всей мощью их флота и авиации. В этом стремлении Израиль не одинок: ту же заветную мечту — разобраться с сильным конкурентом чужими руками — уже давно вынашивает королевский дом ас-Саудов. Неслучайно наследный принц королевства Мохаммед бен Салман в интервью газете Asharq al-Awsat без колебаний возложил ответственность за подрыв двух танкеров в Оманском заливе 13 июня на Тегеран и призвал международное сообщество объединиться против Ирана. Кроме него, это сделал лишь глава МИД Великобритании Джереми Хант (заявивший, что Иран "highly likely" стоит за диверсиями в Оманском заливе и за майскими взрывами танкеров в Фуджейре). Ну и, разумеется, США, но с последними все не так просто.

В руководстве США явно наметился конфликт по иранскому вопросу между двумя условными "партиями" — к Демократической и Республиканской они, впрочем, отношения не имеют.

Главным спикером по иранской повестке в Вашингтоне стал госсекретарь США Майк Помпео, бывший директор ЦРУ, известный своим враждебным отношением к Тегерану. Его твердая позиция сыграла не последнюю роль в назначении на пост главы Госдепартамента — его предшественник Рекс Тиллерсон, на взгляд Трампа, был слишком большим "голубем". Все те же источники, на которые ссылается Jerusalem Post, сообщили, что "сам президент Трамп не был в восторге от перспективы военных действий против Ирана, но потерял терпение и предоставит госсекретарю Майку Помпео свободу действий".

Комментируя загадочные атаки на танкеры 13 июня, Помпео без колебаний заявил: "правительство Соединенных Штатов считает, что Исламская Республика Иран ответственна за сегодняшние нападения на два танкера в Оманском заливе". И добавил, что оценка эта основана на разведданных, использованном оружии, уровне квалификации, необходимом для выполнения операции, а также на недавних аналогичных иранских нападениях на морские суда и на том факте, что нет действующих в этом регионе группировок, обладающих такими ресурсами и способных проводить операции со столь высокой степенью сложности".

Главным доказательством "вины" Ирана в атаке 13 июня является видео, предоставленное Центральным командованием США, на котором якобы запечатлены офицеры КСИР, снимающие неисправную магнитную мину с корпуса одного из танкеров. Сам Иран, разумеется, отвергает какую-либо причастность к взрывам, повредившим танкеры "Front Altair" и "Kokuka Courageous".

По версии Пентагона, это видео доказывает, что иранские военные, снимая мину, пытаются скрыть свою причастность к взрывам

18 июня Майк Помпео нанес визит в штаб-квартиру Центрального командования, после чего заявил, что будет координировать свои действия с генералами CENTCOM, чтобы "быть уверенным, что у нас есть возможность ответить, если Иран примет плохое решение". А выступая в воскресенье в эфире программы "Лицом к нации" на CBS, госсекретарь сообщил, что "Соединенные Штаты рассматривают полный спектр вариантов". Когда же его спросили, входит ли в этот "полный спектр" военный ответ, Помпео без колебаний ответил: "Конечно".

И Помпео не одинок в своем ястребином рвении. Сенатор Том Коттон призвал к "ответному военному удару", а обозреватель The New York Times Брет Стивенс в колонке "Пираты Тегерана" призвал США пустить на дно весь иранский флот.

Но это все риторика, а вот исполняющий (до воскресенья) обязанности главы Пентагона Патрик Шэнахан заявил, что США отправляют в зону Персидского залива тысячу военнослужащих — специально для охраны военных судов Пятого флота от иранских атак.

Это заявление было сделано в понедельник. Во вторник утром Шэнахан написал заявление об отставке. 

Я не просил его уйти, но он пришел этим утром и сказал, что его ждет тяжелое время, — прокомментировал уход Шэнахана Трамп. 

Официально Шэнахан ушел в связи с обвинениями в домашнем насилии, но совершенно очевидно, что в период таких серьезных кризисов, как нынешний иранский, министры обороны в отставку уходят не из-за проблем в семье.

Патрик Шэнахан

Дело в том, что сам хозяин Белого дома не разделяет стремления ястребиной части своей администрации воспользоваться инцидентом в Оманском заливе, чтобы нанести удар по Ирану и развязать большую региональную войну. В интервью The Time в понедельник на вопрос, рассматривает ли он вариант военных действия против Тегерана, Дональд Трамп ответил

Я бы так не сказал. Я не могу этого сказать. 

Кроме того, он, на взгляд американских СМИ, "сильно преуменьшил" масштабы атаки 13 июня, назвав их "крайне незначительными".

Похоже, в понедельник президент Трамп противоречил своим самым высокопоставленным чиновникам, преуменьшая недавние атаки на два танкера в Оманском заливе, — замечает CNN.


Источники телеканала в Белом доме говорят, что Трамп "сохранял свой скептицизм" по поводу начала войны с Ираном на встречах со своей командой по национальной безопасности. Президент четко дал понять своим советникам, что не заинтересован в том, чтобы вмешиваться в очередной конфликт на Ближнем Востоке. В следующем году Трампа ждут президентские выборы, а ввязываться в военную авантюру с неясными перспективами — это почти смертельный риск для любого политика. 

Кроме того, Трамп вообще не рассматривает войну как инструмент. Пригрозить войной, чтобы убедить несговорчивого партнера согласиться на выгодную для Америки сделку, — да. Начать войну, чтобы победить противника силой оружия со всеми неизбежными издержками, — нет. Ручные "ястребы" нужны Трампу, чтобы пугать тех, кого он хочет продавить на переговорах. Так было, например, с Северной Кореей. Но не для того, чтобы они бросили "его" Америку в очередной кипящий котел.

Алармистские статьи израильских СМИ в этой ситуации выглядят попыткой перевернуть шахматную доску и представить дело так, что решение о войне с Ираном будет принимать не Трамп, а ястребы в его администрации. Попыткой с негодными средствами, поскольку при всех своих недостатках Трамп никогда не был марионеткой в чужих руках. И, как сказал совсем по другому поводу и про другого чиновника президент России Владимир Путин, "это не я работаю у него, а он у меня". Так и Помпео работает на Трампа, а не наоборот. А Патрик Шэнахан и вовсе уже не работает.