Владимир Путин и Александр Лукашенко проведут сегодня переговоры в Минске, а также примут участие в заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Накануне председатель нижней палаты белорусского парламента Владимир Андрейченко предложил подумать над заключением отдельного международного договора между Россией и Белоруссией, который бы объединил все существующие положения и нормы. Дмитрий Родионов попытался найти ответ на вопрос, для чего нужен этот договор и какова будет судьба Союзного государства.
Нынешнее нагромождение актов и договоров стран действительно представляет собой кучу, из которой очень сложно вытащить то, чем действительно стоит руководствоваться при принятии тех или иных решений. Некоторые положения документов попросту противоречат друг-другу. По словам Андрейченко, пришло время подумать о том, чтобы "провести работу по систематизации и объединению всего комплекса этих норм и принципов в некий единый блок". Стоп! Пришло время? Только сейчас? Но ведь Союзному государству скоро будет 20 лет. А время пришло только сейчас?
Дальше хотелось бы обратить внимание на тон белорусского представителя.
В числе приоритетов этой работы должен быть активный мониторинг разрабатываемых в России законодательных и иных актов на предмет соответствия их международным обязательствам Беларуси и России.
А как насчет соответствия белорусских? Их мониторинг не в числе приоритетов? И вообще, о каком отдельном международном договоре может идти речь? У нас же Союзное государство.
Напомню, договор о Союзе Беларуси и России президенты двух стран подписали еще 2 апреля 1997 года. 8 декабря 1999 года состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, который вступил в силу 26 января 2000 года, после ратификации парламентами двух стран. Это что же выходит, новый двухсторонний договор между субъектами Союзного государства призван заменить старый? Но ведь старый не реализован и на половину. В этом вся проблема. У нас есть союз двух государств, но нет Союзного государства. Вернее, на бумаге есть, у него даже есть какие-то единые органы управления, такие как Высший государственный совет, Совет министров, Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России, пограничный и таможенный комитеты. И все.
Напомню, согласно Договору о создании Союзного государства от 1999 года, у нас должна отсутствовать граница, должна быть введена единая валюта, единое гражданство, единое законодательство, созданы единые органы управления, в том числе двухпалатный союзный парламент, одна из палат которого избирается непосредственно населением обеих стран. Наконец, на референдуме должен быть принят Конституционный Акт, определяющий государственное устройство Союзного государства и вносящий соответствующие изменения в национальные конституции. Где это все? Разве что убрали границу и таможню. Последнюю и так пришлось бы убрать в рамках Таможенного, а потом и Евразийского экономического союза. А что касается границы, то сегодня активно ведутся разговоры о том, чтобы ее вернуть. С российской стороны это фактически сделано, и Лукашенко периодически заявляет о готовности Минска пойти на те же меры.
Вообще за прошедшие 18 лет постоянные споры между Москвой и Минском стали обыденностью. Несмотря на то что у нас свободная экономическая зона, Белоруссия регулярно обвиняет Россию в неуместных пошлинах на белорусские товары, несправедливой цене на энергоносители, наконец, в установке границы без согласования с Минском.
Стоит пояснить природу этих противоречий. В 2014 г. Запад объявил нам санкционную войну, в ответ Москва ввела ограничения на товары некоторых стран. И как повели себя наши союзники? Россельхознадзор неоднократно ловил белорусские компании на контрабанде из Европы продукции, попавшей под российские контрсанкции. Взять те же вечные споры вокруг газа, нефти, калия и т.д. Чистой воды споры хозяйствующих субъектов. Но Минск упорно переводит все в политику. Согласен, в Союзном государстве такого быть вообще не должно, наличие этих конфликтов только подтверждает его отсутствие.
Наконец, граница. Российские пограничники появились там не по прихоти Кремля, а из-за того, что Минск ввел безвизовый въезд на срок до 5 суток для граждан 80 стран, с большинством из которых у Москвы визовый режим и которые намеренно проваливали попытки вести переговоры об отмене виз с Россией. Кстати, решение это Минск принял, не посоветовавшись с Москвой. Россия должна без ограничений принимать у себя американцев и европейцев, которые нашим гражданам регулярно чинят препятствия, а также санкционнные товары под видом белорусских? Нет, я не спорю, может, это не совсем правильно требовать от союзников стопроцентной солидарности по экономическим, а тем более политическим вопросам, втягивать их в экономические войны и т.д. Но почему-то Штаты именно так и делают, хотя у них нет ни с кем Союзного государства, формально никто ничего никому не должен.
Кстати, о политике. Сколько у нас было споров по поводу того, что Минску было бы неплохо признать независимость Абхазии и Южной Осетии. По крайне мере, российский статус Крыма. Ну, где-то на словах Лукашенко пытался сказать, но это же совсем не то. Странно, вроде бы Союзное государство, но один из его субъектов не признает фактически территориальной целостности другого.
Минску ведь важнее сохранить добрососедские отношения с Киевом. И с Астаной, которая также смертельно боится возможного зарождения у себя "русской весны" и никогда не признает ни Абхазию, ни Крым. И с Западом, который начал снимать с Лукашенко санкции в обмен на определенные реверансы.
А как насчет российской военной базы в Белоруссии? Это ведь тоже одна из ключевых тем повестки отношений между странами. Белорусская оппозиция активно протестует, а Лукашенко пользуется этим - мол, смотрите, у меня народ против. Но ведь если у нас Союзное государство, то мы вообще давно должны начать говорить о союзной армии. А если народ против, то, может, тогда и не нужно нам никакое Союзное государство? Ну, если не дозрел народ. Представляете, что будет, когда Москва и Минск начнут обсуждать единую валюту и единое гражданство, введение которых, напомню, предусмотрено договором 18-летней давности?
Кстати, не только эти ключевые, по сути, пункты союзного договора фактически не выполняются. Есть много других, менее громких, а от того менее заметных. К примеру, белорусские граждане, живущие и работающие в России, пользуются полным спектром преимуществ нахождения их страны в составе Союзного государства, чего нельзя сказать о россиянах в Белоруссии. Там, например, существенно отличается стоимость лечения для граждан двух стран, российские студенты в Белоруссии вынуждены платить за обучение в вузах так же, как иностранцы, а белорусские в России — нет. Наконец, россияне в Белоруссии вынуждены получать местные водительские права, а белорусы в России имеют полное право ездить по своим. И таких примеров немало. Вот навести во всем этом порядок — давно пора, тут с Андрейченко не поспоришь. Но как? Ведь проблема отнюдь не в нагромождении противоречащих друг другу законов и актов. В этом тоже, но это не главное. Дело в подходе к самому факту Союзного государства.
20 лет назад создание Союзного государства России и Белоруссии было прорывом. Это был первый шаг к реинтеграции после чудовищных процессов расчленения, разрыва многовековых экономических, гуманитарных, культурных и прочих связей наших народов. Создание Союзного государства было примером того, что пришло время собирать по частям все то, что развалили на глазах. И тогда было ясно, что процесс небыстрый. Возможно, слишком высока планка была изначально. Оказалось, что не все так просто, что обеим сторонам не особо это и нужно. Потом появились ТС, ЕврАзЭс, ЕАЭС. Видимо, кому-то показалось, что этих форматов хватает.
Проблема Союзного государства изначально в том, что элиты обеих стран не готовы были пойти на полную реализацию достигнутых договоренностей, ведь это означало бы идти на уступки, отказываться от части той власти, которую они получили еще в 1991-м году по факту разделения СССР. Просто белорусские элиты не хотят "раствориться" в России. С их точки зрения, они правы, ведь российские "коллеги" стремятся именно к поглощению. Взять те же газовые споры. Что стоило бы принять политическое решение о помощи союзной стране? Москва фактически предлагает Минску или поглощение, или "ничего личного — только бизнес". Минск в ответ делает все, чтобы договор о Союзном государстве не работал, чтобы не лишиться самостоятельности, обвиняя в саботаже Москву. Ни одна из сторон не готова на серьезные уступки? Это тупик?
Сегодня президент России отправился в Минск для участия в заседании Высшего государственного совета Союзного государства. Многие обратили внимание, что ради этого он пропускает ключевой для нашей сборной по футболу матч против Египта. Лукашенко уже был в Москве на открытии ЧМ, можно сказать, что требуется, как минимум, ответный "визит вежливости".
Обсудить есть что. Поговорить надо о той же военной базе, появление которой особенно актуально именно сейчас, когда Польша и Прибалтика размещают у себя дополнительные НАТОвские контингенты. Возможность разрешения этого многолетнего спора недавно допускал глава МИД Белоруссии. Конечно, не стоит ждать от этого визита каких-то "прорывных" решений. Но в условиях обострения конфронтации с Западом Москве и Минску пора бы уже нащупать возможности поиска компромиссов, попытаться решить главный вопрос, от которого зависит, быть или не быть Союзному государству. К сожалению, пока заметных шагов в этом направлении, как и стремления к ним сторон, не заметно. Но новая геополитическая обстановка диктует новые условия…