Политика

Пашинян готов признать Нагорный Карабах частью Азербайджана после ультиматума Алиева

Пашинян готов признать Нагорный Карабах частью Азербайджана после ультиматума Алиева
Пашинян готов признать Нагорный Карабах частью Азербайджана после ультиматума Алиева

Армянский премьер-министр Никол Пашинян 18 апреля заявил о том, что достижение мира в Нагорном Карабахе возможно при взаимном признании его Армении и Азербайджана в советских границах 1991 года. Он фактически подтвердил, что готов признать регион частью Азербайджана. Будущее Армении в настоящее время напрямую зависит от нормализации отношений с Баку и Анкарой, объяснился глава армянского правительства. Перед этим президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал от армян, проживающих на территории Карабаха, принять азербайджанское гражданство или же найти себе новый дом.

В ответ на слова Пашиняна Алиев сделал вывод, что Ереван "в принципе согласен с азербайджанским подходом". Вспомнив о лозунге армянского премьера "Карабах — это Армения, и точка", он сказал, что ожидает от Еревана официального заявления: "Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак".

Пашинян указал, что заявления Баку о том, что Ереван во время переговоров отказывается признавать территориальную целостность соседа, не соответствуют действительности. Именно "армянская сторона сама выступила с инициативой, чтобы к (мирному) договору были прикреплены подготовленные в СССР карты территорий Армянской и Азербайджанской ССР в качестве основы территориальной целостности": 

"После 44-дневной войны (в Нагорном Карабахе в 2020 году) Азербайджан впал в эйфорию и думает взять как можно больше, а если возможно — все". 

Политик считает, что этому способствует и международная обстановка, поскольку "Азербайджан прямо или косвенно становится или уже стал энергетическим и логистическим перекрестком и его значение как для России, так и для некоторых западных стран возросло". Помимо рисков ситуация открывает и возможности, ведь Южный Кавказ "сам по себе большой перекресток, где не менее важны роли Армении и Грузии". В этом контексте мир и стабильность в регионе могут "стать консенсусом между Западом и Россией". 

Ранее Пашинян тоже допускал возможность нормализации отношений с Баку путем компромиссов по Карабаху, но ни разу до последнего момента не делал это открыто. Все его слова на эту тему походили на намеки. Теперь же упоминание в его речи границ 1991 года не оставляет простора для разночтений: в тот период Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) входила в состав Азербайджанской ССР.

Как напомнил "Коммерсантъ", зампред оппозиционной Республиканской партии Армен Ашотян уже заявил, что слова премьера коротко можно резюмировать так: "Арцах (армянское название Нагорного Карабаха) — это Азербайджан, и точка". Директор Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян затруднился ответить, насколько заявление премьера будет способствовать подписанию мирного соглашения - в любом случае Ереван требует внешних гарантий для обеспечения безопасности территории Армении, а также соблюдения прав и свобод армян Нагорного Карабаха. 

Накануне Алиев объявилчто проживающие на территории Нагорного Карабаха армяне должны либо принять азербайджанское гражданство, либо найти себе другое место проживания. Еревану же азербайджанский лидер посоветовал официально заявить об отсутствии территориальных претензий к Баку. Азербайджан неоднократно заявлял, что не станет обсуждать свои внутренние дела ни с одной страной:

"Карабах — наше внутреннее дело. Армяне, проживающие в Карабахе, либо должны принять гражданство Азербайджана, либо должны искать для себя другое место проживания".

Ранее Пашинян обвинял российскую сторону в том, что ее миротворцы "не выполняют своих функций" по договоренностям от 9 ноября 2020 года - а именно по контролю над Лачинским коридором. Он грозил, что по истечении срока мандата российских миротворцев в Нагорном Карабахе может последовать запрос в Совбез ООН. В этом случае Ереван попросит прислать в регион международный миротворческий контингент. Эти заявления останутся на совести главы правительства страны, отвечал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Затем премьер Армении признал, что действия российских миротворцев позволили избежать превращения гуманитарного кризиса в Нагорном Карабахе в гуманитарную катастрофу.