Статьи

Временные меры не для России: почему Гаагский суд откажет Украине

Временные меры не для России: почему Гаагский суд откажет Украине

Международный суд в Гааге 19 апреля огласит промежуточное решение по иску Украины к России о так называемых ограничительных мерах. Иск Украина подала 16 января 2017 года. Киев требует обязать Россию ужесточить контроль на границе, воздержаться от поддержки ЛДНР и запретить финансирование их частными лицами, а также прекратить любую дискриминацию в Крыму. В частности, Украина призывает РФ прекратить политическое и культурное давление на украинцев в Крыму, в том числе отменить ограничения на обучение на украинском языке. Юрист Илья Ремесло объясняет, есть ли шансы у Украины выиграть.

Суд откажет Украине в большинстве (если не во всех) требованиях о введении временных мер.

Во-первых, запрашиваемые Украиной так называемые "ограничительные временные" меры по сути предрешают решение суда по существу претензий Украины. Украина фактически требует принять решение в свою пользу под соусом "временных мер". Вместе с тем (по аналогии с обеспечительными мерами в российском законодательстве) временные меры не могут подменять собой решение суда. В качестве аналогии можно привести иск о взыскании долга, в рамках которого истец требует принять "временные меры" в виде возврата ему долга. Таким образом, основное назначение "временных мер" - обеспечить возможность исполнения решения суда в будущем.

Во-вторых, суд до сих пор не определился в отношении главного вопроса – может ли он в принципе рассматривать иск Украины. А ведь именно это препятствие стало ключевым в аналогичном споре Грузии с Россией по итогам военных действий в Абхазии и Южной Осетии. В апреле 2011 года суд опубликовал свое решение, в котором постановил, что он не обладает юрисдикцией для рассмотрения заявления, поданного Грузией 12 августа 2008 года, поскольку не была соблюдена обязательная досудебная процедура.

В случае с иском Украины есть другое нарушение: не была соблюдена процедура урегулирования спора до его передачи, не было даже попытки создания арбитража, как того требует международное право.

По аналогии с грузинским процессом, Украина может рассчитывать максимум на введение временных ограничительных мер, связанных с запретом дискриминации, опираясь на Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

В-третьих, суд может наложить временные ограничительные меры и на Украину, которую Россия обвиняет в нарушении гуманитарного права, убийствах мирного населения.

Наконец, в-четвертых, суд до сих пор не исследовал доказательства, представленные сторонами, чтобы на их основании вводить столь обширные ограничительные меры.

Учитывая все вышеизложенное, следует прогнозировать либо полную, либо частичную неудачу затеи украинской стороны с "временными мерами".