Статьи

Космические бюджеты на новые миры: кто примет вызов США на борьбу за Луну и Марс

Космические бюджеты на новые миры: кто примет вызов США на борьбу за Луну и Марс

12 декабря Дональд Трамп официально подписал директиву о новой космической программе США. Американский президент сделал приоритетом работы NASA пилотируемые полеты в космос и создание баз на Луне и на Марсе. Он заявил, что американцы создадут основу для возможной миссии и ко многим другим мирам. Впрочем, в документе уточняется, что государство будет привлекать и международных партнеров, чтобы "расширить присутствие человека в пределах Солнечной системы". Однако у США немало конкурентов, которые по-своему видят освоение Луны и колонизацию Марса. Малек Дудаков - о новой космической гонке. 

Космические бюджеты

В скором будущем мы не только водрузим наш флаг и оставим наши следы на Луне – мы начнем создание инфраструктуры для постепенного освоения спутника Земли и Марса, - заявил Трамп.

Трамп поручил NASA использовать имеющиеся у ведомства средства для того, чтобы организовать совместную работу по освоению Луны и Марса с частными и международными партнерами агентства. К частным партнерам, в первую очередь, относятся компании, занимающиеся своими космическими перевозками: всем известная корпорация SpaceX Илона Маска и ряд других их конкурентов, например, Orbital ATK и Sierra Nevada Corp.

В целом текущая политика Трампа в отношении космоса существенно отличается от проводимой Бараком Обамой. Например, при Обаме основной статьей расходов NASA стало изучение "изменения климата", на которое выделяется по $2 млрд ежегодно. В то время как, например, астрофизика и создание космических технологий получают лишь $780 и $820 млн соответственно. Обама несколько раз в ходе своего первого срока использовал NASA как определенный "тестовый стенд" для сокращения расходов правительства, намереваясь затем по тем же лекалам провести секвестирование бюджетов Пентагона – впрочем, безуспешно.

Трамп подписывает бюджетный план полетов на Луну

В свою очередь Трамп еще в течение предвыборной кампании предлагал резко увеличить расходы на космическую программу ради того, чтобы "продолжать раскрывать тайны космоса" и закреплять статус США как космической державы. В марте этого года Сенат по инициативе Трампа утвердил новый бюджет NASA - он стал примерно на 1 млрд больше, чем в прошлом году, и составил $19 млрд против $18 млрд. А в ноябре 2016 г., сразу после победы на выборах, будущий вице-президент Майк Пенс объявил о воссоздании Национального совета по космической политике (NSC). Он появился еще в период президентства Джона Кеннеди и объединял NASA, Белый Дом и Пентагон в развитии космической программы. Особую известность этот совет получил при Буше-старшем, когда он поставил своей целью создание обитаемой базы на Луне и осуществление полетов на Марс к 2010 г. Однако в 1994 г. Билл Клинтон в связи с сокращением расходов закрыл эти программы и расформировал совет.

Примерно похожую политику по своему эффекту проводил и Обама. Став президентом в период финансового кризиса, перед двухлетней рецессией, 44-й президент США искал любые пути для того, чтобы экономить средства на расходах федерального правительства, не связанных со стимулированием экономического роста. Весной 2010 г. Обама полностью закрыл программу "Созвездие", созданную в начале второго срока Джорджа Буша-младшего. Согласно этой программе, NASA должно было осуществить новый пилотируемый полет на Луну не позднее 2020 г. – к этому времени агентству необходимо было завершить все работы по модернизации и развитию МКС. Полученный от посадки на Луну опыт NASA затем должно было использовать для отправки экспедиции уже на Марс. Проведенный в 2009 г. аудит NASA установил, что для достижения всех поставленных целей программы агентству необходимо потратить как минимум $150 млрд. Администрация Обамы, посчитавшая подобные траты чрезмерными, объявила о прекращении проекта и вычла расходы на него из военного бюджета на 2011 г.

Макет марсианского города

Чтобы не вызывать негодование отменой космической программы, президентский кабинет Обамы сохранил определенную приверженность политике дальнейшего освоения космоса, однако он уже отказался от каких-то четких временных рамок для отдельных достижений. Например, NASA было поручено заняться организацией полетов на Марс в период с середины 2030-х до середины 2040-х гг. – достаточно размытый срок для такой масштабной задачи. Вместо полетов на Луну было решено отправить как минимум одну пилотируемую экспедицию на астероид – в период между 2025 и 2035 г. Но, учитывая тот факт, что бюджеты NASA при Обаме были существенно сокращены, а значительная часть из имеющихся средств шла на другие цели (то же изучение "глобального потепления"), каких-то серьезных подвижек в реализации программы пилотируемых экспедиций к планетам и астероидам не наблюдалось.

Россия в деле

Интересно, что Трамп одобрил новую космическую директиву буквально через несколько месяцев после подписания договора между "Роскосмосом" и NASA о совместном развитии космоса. Согласно этому договору, утвержденному в конце сентября, Россия и США решили скооперироваться при строительстве базы на Луне. В документе также идет речь о создании станции, находящейся в глубоком космосе (не на орбите Земли), похожей на МКС. По плану NASA она должна стать своеобразным передаточным хабом, облегчающим для астронавтов экспедиции к отдаленным объектам – вроде того же Марса. Она имеет временное название "Ворота глубокого космоса" и может быть построена к концу 2020-х гг.

Концепт "Ворот глубокого космоса"

Подписание этого документа может стать для России гарантом как минимум двух вещей: во-первых, участия в строительстве новой станции – "Роскосмос" в свое время сыграл ключевую роль в создании МКС. Во-вторых, на новой станции будут иметься порты, совместимые с российскими капсулами, в частности, "Союзами". Иными словами, российские аппараты смогут в полной мере пользоваться новой станцией при осуществлении полетов в глубокий космос. Это станет особенно актуальным после 2024 г., когда МКС (по совместному плану стран-участников) будет затоплена в Тихом океане.

Подобный договор стал уже не первым планом для российской, а ранее и советской космической отрасли создать фундамент для освоения Луны. Советская лунная программа появилась еще в 1964 г. как ответ на аналогичные разработки в США в разгар "космической гонки". На тот момент никакой возможности для партнерства двух стран – лидеров в космической сфере, очевидно, не имелось. Меньшее финансирование вкупе со многими организационными проблемами привели к тому, что успехи Советского Союза на этом поприще оказались несколько более скромными, чем у конкурирующей державы. Хотя советским конструкторским бюро и удалось осуществить пилотируемые облеты Луны, а также посадку беспилотных объектов на поверхности, до пилотируемых посадок дело не дошло.

В постсоветской России довольно давно появлялись планы высадки на Луне. Так, например, бывший глава РКК "Энергия" Николай Севастьянов в 2006 г. заявлял о том, что Россия может построить постоянную и работающую базу на Луне к 2015 г. К 2020 г. на ней может уже начаться промышленная добыча гелия-3 – топливного субститута земного углеводорода. Севастьянов предполагал, что ключевую роль в освоении Луны сыграют российские многоразовые шаттлы "Клипперы", в середине 2000-х считавшиеся будущим космической отрасли РФ. Однако их проект с началом экономического кризиса 2008 г. "пошел под нож", средства на развитие космической отрасли были резко сокращены, и от планов по строительству отдельной российской лунной базы тогда пришлось отказаться. С другой стороны, "Роскосмос" продолжал искать партнеров для сотрудничества в этой сфере среди аналогичных ему агентств в других странах, что можно назвать более перспективной стратегией развития Луны, чем работы "в одиночку".

Астронавт NASA Рик Мастраччио тренируется в Звездном городке в Подмосковье

Китайская лунная база

Пока "Роскосмос" и NASA преодолевают трудности в отношениях России и США, пытаясь найти общие интересы в освоении Луны, на "рынке" уже появляются и другие их конкуренты – в частности, "Европейское космическое агентство", а также Китай. Еще весной этого года ЕКА и руководство Китая занялись переговорами о создании своей, также совместной лунной базы. Китайские ученые рассматривают строительство этой базы как промежуточное звено, необходимое для оценки рисков при дальнейшем освоении Марса. Китай уже запустил ряд спутников, доставил луноход собственной конструкции на Луну, разработал ракету-носитель и космический грузовик. А в следующем году Китай планирует отправить на Луну аппарат для сбора образцов породы. Этими образцами они готовы поделиться со своими европейскими коллегами. В свою очередь китайцы надеются использовать опыт ЕКА при организации полноценной пилотируемой экспедиции на Луну, которая может состояться в ближайшие 5-7 лет. Если, конечно, замедляющаяся экономика Китая не вынудит руководство компартии страны начать сокращения расходов бюджета, что, вероятно, приведет к уменьшению трат на космическую программу как не самое приоритетное направление.

Пока же космические эксперты из Китая думают над созданием роботизированной лунной базы, чьей миссией станет сбор и отправка образцов на Землю. В поддержку программы высадки на Луну Китай начнет разработку ракеты-носителя, способной нести более 100 тонн полезной нагрузки. Ее запуск состоится ближе к 2030 году. Такая же ракета может быть в дальнейшем использована для отправки миссий на Марс. Этим Китай планирует заняться после 2031 года.

Марс Маска

Самый популярный и находящийся на слуху проект по "покорению" Марса - это план Илона Маска, который он представил еще в 2015 г. За это время он претерпел многочисленные изменения, предложенные как отдельными экспертами, нанятыми SpaceX, так и сообществом ученых-физиков в целом. Для своей цели Маск предполагает использовать новую ракету-носитель, которая будет существенно больше, чем нынешние "рабочие лошадки" компании – ракеты Falcon 9 и Falcon Dragon. Новый космический корабль SpaceX, по предварительным планам, будет способен доставлять до 100 человек сначала на орбиту Земли, а затем уже и на Марс. Как и нынешние ракеты SpaceX, новый носитель будет многоразовым, что в теории значительно сократит расходы на отправку колонистов и транспортировку грузов на Марс.

Концепт ракет SpaceX Илона Маска для полета на Марс

Маск уверен, что ему удастся запустить свою марсианскую "одиссею" уже через несколько лет. Он намерен отправить первые два грузовых корабля на "красную планету" в 2022 г. и еще четыре корабля двумя годами позже – в 2024. Из последних четырех кораблей два будут пилотируемыми, остальные будут нести лишь груз, необходимый для постройки первой колонии. Впрочем, Маск признается, что в силу различных непредвиденных обстоятельств временные рамки могут быть сдвинуты на год-два вперед: если, например, проектирование новой ракеты потребует больших усилий, чем предполагается сейчас. При этом Маск надеется, что при постройке марсианских колоний он получит помощь и поддержку со стороны заинтересованных правительств разных стран – в первую очередь США. Глава SpaceX признается, что его компании просто не в силах разработать "с нуля" все элементы будущей колонии: например, систему марсианского сельского хозяйства. Тем не менее Маск считает, что его компании удастся добиться прогресса по отдельным направлениям - например, в вопросе добычи и хранения топлива.

В отличие от государственных проектов освоения Марса план Маска имеет одну серьезную уязвимость: хватит ли ему средств для осуществления подобного амбициозного проекта. Безусловно, проекты NASA, "Роскосмоса" и др. агентств также могут быть сокращены или отменены, если к такому решению приходят законодатели и правительство. Однако в обычных условиях им гораздо легче получить финансирование под космические проекты. В то же время план Маска во многом зависит от финансового положения его компании, зависящей от заказов NASA и различных телекоммуникационных компаний, выводящих на орбиту свои спутники. Они дают заказы SpaceX, которые позволяют компании увеличивать свой "штат" космических кораблей и вкладывать свободные средства в проектировку новых – в частности, той ракеты-гиганта, что когда-нибудь может отправиться на Марс. Если рыночная конъюнктура повернется против Маска, то его планам никак не суждено будет сбыться.