Последние два года правительство страны пытается преодолеть одно из самых серьезных препятствий на пути к устранению цифрового разрыва. Оно принимает меры, чтобы достоверно определить "мертвые зоны", в которых миллионы американцев не имеют доступа к быстрому интернету, - но слишком поздно.
Джо Байден серьезно взялся за преодоление цифрового неравенства в стране. В 2021 году американский президент подписал "Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах", который призван улучшить ситуацию с доступом к сети в Америке. Нормативный акт предполагает вложения в размере $1 трлн в ремонт инфраструктуры, часть которой – это увеличение покрытия интернетом. В законе признается, что "доступ к надежной, высокоскоростной широкополосной связи необходим для полноценного участия в современной жизни в Соединенных Штатах". Это важнейшая инфраструктура, отсутствие которой является препятствием для экономической конкурентоспособности и "справедливого распределения основных государственных услуг, включая здравоохранение и образование".
Объемы грантов штатам на подключение к интернету домохозяйств уже определены, "Экстренная программа широкополосного доступа" запущена, но этого недостаточно. Проблема в том, что отсутствует ключевой ингредиент: честные цифры по доступу американцев в сеть.
С чего начать? С изучения карты
Штатам и городам уже выделяют совокупно более 10 миллиардов долларов, чтобы обеспечить широкополосную связь в поселениях с недостаточным уровнем обслуживания провайдерами, что является крупнейшим государственным вложением в расширение возможностей подключения к интернету. Еще 42 миллиарда долларов на широкополосную связь должны поступить согласно закону об инфраструктуре, подписанному президентом Джо Байденом в ноябре этого года, – но правительство даст их не ранее, чем через год.
Однако, хотя часть денег уже есть, на данный момент многие штаты не знают, куда их вложить. У них есть только смутное представление о том, где находятся их "мертвые зоны", из-за того, что федеральное правительство полагается на методы широкополосного картографирования, которые сильно преувеличивают реальную ситуацию с покрытием.
Карты FCC (Federal Communications Commission, Федеральная комиссия по связи), основанные на данных поставщиков услуг связи, годами вызывали жалобы как руководителей местных органов власти, так и членов Конгресса. И теперь они представляют собой одну из самых больших угроз для подключения миллионов американцев к быстрому интернету, необходимому для работы и учебы.
Так, в одном из округов Миссисипи федеральные оценки доступности широкополосной связи отклоняются на 80%. В Оклахоме Комиссия "недосчиталась" 21,1% домохозяйств, не имеющих доступа в интернет. В Арканзасе "потеряла" 23% – это 690 тысяч человек, на подключение которых не выделили финансирование. Огайо, Западная Вирджиния и Мичиган, три штата с низким уровнем покрытия, в принципе не имеют представления ни о том, насколько велики их "мертвые зоны", ни о том, в каких округах самые серьезные проблемы.
Время не терпит, или каждый штат сам за себя
Американские административно-территориальные единицы могут получать деньги на широкополосную связь из своих долей в 350-миллиардном фонде, созданном мартовским пакетом помощи при пандемии, а также из 10-миллиардного фонда капитальных проектов, оба из которых находятся в ведении Министерства финансов. Кроме того, есть фонд Министерства торговли США в размере 980 млн, направленный на расширение возможностей подключения для племен американских индейцев. Еще 288 миллионов выделены на прокладку сетевого оборудования.
Точная сумма денег, которая пойдет на широкополосную связь и другие работы, связанные с подключением, такие как строительство вышек сотовой связи, постоянно меняется и зависит от штата. Так, Теннеси создала план широкополосного доступа на 500 миллионов долларов, Вирджиния рассчитывает на 700 млн, а Калифорния – на 6 миллиардов.
Однако у некоторых штатов есть преимущество: они вооружены более точными данными о том, куда именно нужно направить деньги. "Меня беспокоит, что в разных штатах действуют разные стандарты", - сказал бывший комиссар FCC Майк О’Рилли, который покинул ведомство в прошлом году. Он прогнозировал, что сбор более точных данных может занять два года, но сказал, что руководители информированных штатов не будут ждать остальных, чтобы начать тратить имеющиеся бюджеты.
Кто виноват, или обобщение до добра не доводит
Даже телекоммуникационная отрасль, которая намерена получить часть субсидий, опасается, что без адекватной информации начнется рост расходов. Одним из основных рисков является то, что из-за неточных данных о покрытии государство будет финансировать новых интернет-провайдеров, которые конкурируют с уже существующими операторами.
Тем не менее, именно телекоммуникационная отрасль является одной из причин того, что существующие карты не отражают реальной картины. К неточностям привела осторожность интернет-провайдеров в отношении распространения конфиденциальной информации. Так, методология, которую FCC использует для создания карт покрытия, приводит к завышенной оценке: если хотя бы у одного домохозяйства есть доступ к сети, операторы считают весь его переписной блок охваченным связью. В результате спустя более десятилетия после того, как федеральное правительство начало выпускать национальные карты широкополосной связи, у властей все еще нет достоверного знания о том, сколько людей нуждается в подключении.
Вашингтон опоздал с планом спасения
По официальным данным FCC, более 14 миллионов домашних хозяйств по всей стране не подключены к сети. Реальная же цифра приближается к 42 миллионам домохозяйств, согласно BroadbandNow, веб-сайту, запущенному в 2014 году, который работает с интернет-провайдерами для получения более подробных данных о ценах и покрытии, позволяя за это операторам размещать рекламу на своей платформе. Свои оценки делают и другие компании, например Microsoft. Информация, полученная в ходе переписи населения, также может немного прояснить картину.
Этим летом администрация Байдена наконец собрала эти различные наборы данных в интерактивную карту, одновременно представив свой план инфраструктуры, позволяющий сравнивать информацию о покрытии с другими факторами, такими как уровень бедности. Но инструмент не содержит никаких достоверных новых данных, лишь демонстрирует, насколько сильно различаются существующие оценки.
Суровая правда заключается в том, что Вашингтону удалось разработать план по устранению проблем с картированием, но это случилось слишком поздно, чтобы справедливо распределить денежные инвестиции 2021 года. В феврале 2020 года Конгресс принял закон, требующий от FCC сбора более точных данных. Реализация этого закона происходила в замедленном темпе в течение почти двух лет. За это время миллиарды долларов могли уйти не туда, так как многие штаты воспользовались неточными картами.
Размеры стран сопоставимы, подходы – разные
России тоже существует проблема цифрового неравенства, однако её решением занялись раньше, чем в США. Основополагающий принцип тоже другой: государство не пытается определить, кому интернет нужнее, а ставит перед собой цель как можно быстрее обеспечить им абсолютно все население. Первый этап специальной программы был запущен в 2014 году и распространялся на населенные пункты численностью 250–500 человек. Это почти 14 тыс. поселков, сел, деревень, аулов, станиц. В 2021 году стартовал второй её этап, который должен закончиться к 2030 году. Высокоскоростной интернет появится в селах и деревнях с населением от 100 до 250 человек, а в малых поселениях от 100 до 500 человек будут предоставлены и услуги мобильной связи – это более чем 24 тыс. населенных пунктов России.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко в июне этого года сообщил, что к 2024 году доступ к сети получат 97% домохозяйств – далее работа будет вестись с труднодоступными населенными пунктами, где проживают до 500 человек.