Статьи

"Ученик" Серебренникова: почему этот фильм нужно посмотреть каждому

"Ученик" Серебренникова: почему этот фильм нужно посмотреть каждому

Холодной осенью 2016 года в отечественный прокат вышла картина Кирилла Серебренникова “Ученик”, снятая по мотивам пьесы современного немецкого драматурга и борца за права геев Мариуса фон Майенбурга. Несмотря на соответствие картины европейскому мейнстриму и награду в Каннах, Серебренникову удалось создать поистине русское кино, в полной мере отражающее нашу действительность. 

Старшеклассник обычной калининградской школы Вениамин Южин сильно отличается от своих сверстников - пока те активно постигают все прелести и тяготы пубертатного периода, он штудирует Священное Писание и старается жить по законам Божьим. Из-за этого у Вениамина часто возникают конфликты матерью и с учителями в школе.

Сначала Вениамин отказывается посещать уроки плавания из-за слишком откровенных купальников своих одноклассниц, объявляет войну безнравственности, а затем вступает в противоборство с учительницей биологии Еленой Львовной Красновой, которая исповедует новые подходы в образовании.

Краснова доказывает ученикам превосходство теории Дарвина над религиозными постулатами при помощи надетых на морковь презервативов и фильмов о размножении животных, а Ученик забивает окна своей комнаты досками, называет мать блудницей и пытается исцелить хромого одноклассника-гея молитвами и кулаками.

Окружающие смотрят на это противостояние и посмеиваются - в их жизни пока еще много других, более важных проблем. Мать волнуется, ведь ребенок ведет себя не как трудный подросток, а как проповедник.

Возможно, многим захочется поспешно обозвать Кирилла Серебренникова русофобом и провокатором, но это будет ошибкой. Несомненно, в “Ученике” есть много весьма провокационных моментов. Иногда зрителю весьма трудно отличить остросоциальную сатиру от прямой насмешки над чувствами верующих, но Серебренников - отнюдь не враг консервативного христианского общества. Он, как и подобает художнику, через провокацию и гротеск на экране ведет лишь откровенный диалог с нами.

С завидной прямолинейностью Серебренников предупреждает нас, что заботливо изложенная в “Ученике” авторская метафора вполне может стать суровой реальностью. 

И действительно, к середине картины главный герой уже не выглядит подростком. Он не обращается к Библии за ответом, а только использует как руководство к действию самые страшные и жестокие фрагменты из нее, с завидной стремительностью превращаясь в агрессивного фанатика.

Обычная калининградская школа в замешательстве. Одноклассники отстраняются от обскурантиста, а директор и весь преподавательский состав просто не понимают, как реагировать на дерзкие выходки и заявления Вениамина, которые становятся с каждым разом все жестче. Похоже, юноша всерьез объявил священную войну невеждам и грешникам, "потерявшим страх" перед Господом и Страшным судом. С другой стороны масла в огонь подливает учитель-атеист Краснова, которая тоже начинает штудировать Библию в надежде там найти ключи к спасению трудного подростка от заблуждений.

Примечательно, что самый большой камень Серебренников предлагает кинуть не в главного героя, отягощенного сумраком разума, а в общество, которое не хочет понимать всей опасности фанатизма и постепенно принимает навязываемые Учеником требования.

При этом, все показанное в “Ученике” никоим образом не подрывает основ христианской веры, а, наоборот, предстает в виде интеллектуального месседжа в адрес ортодоксального сообщества, с просьбой немедленно встать на борьбу с нарастающим религиозным экстремизмом.

Серебренников также избегает политического дискурса, поскольку не видит в нем смысла. Более важно для него показать трагедию общечеловеческую, в которой пустота бездуховности в один миг может заполниться ненавистью.