На Международном рыбопромышленном форуме прошёл первый круглый стол на тему "Меры развития и поддержки экспорта рыбной продукции". Профильный телеграм-канал "Рыбхоз. Всё о рыбе" собрал наиболее интересные озвученные тезисы.
Член совета директоров "Русской рыбопромышленной компания" и "Русского краба" Станислав Аксёнов поднял проблему работы с Китаем.
Китай отходит от практики потребления только живых морепродуктов, молодёжь обращает внимание на другие виды продукции, в том числе филе минтая и мороженого краба.
Мы всегда говорим китайским партнёрам, что у нас две проблемы: допуск наших предприятий на рынок и поставки живых морепродуктов (крабов), так как новые суда медленно получают разрешения от КНР. При этом в КНР еще действует пошлины в 5-10% на российские морепродукты, мы надеемся, что вместо с Минсельхозом и Росрыболовством сможем продавить получение преференций.
Ещё есть проблема нейминга, так как "Аляска краб" китайцы воспринимают как американские поставки. Нужно РЭЦ (российскому экспортному центру – прим.) стараться продвигать российские бренды.
Замдиректора "Норебо" Сергей Сенников говорил о диверсификации и выходе на зарубежные рынки.
Приоритетная диверсификация – нужно стараться производить продукцию, которая может быть не популярна в России, но пользоваться спросом в Латинской Америке, например. Наиболее важное – бразильский рынок, но туда сложно зайти.
Есть опция влиять на покупателей из ЕС – Россия и Норвегия совместно управляют запасами пикши и трески на Севере, можно подумать, нужно ли нам давать к ним доступ третим странам, которые не хотят давать нам доступа к своим рынкам.
В текущей ситуации нужна поддержка государства для развития производств с ВДС, чтобы запустить эффективный экспорт продукции с высокой степенью переработки. Ещё нужны механизмы поддержки работы российского флота в удаленных регионах мирового океана.
Глава Союза Рыбопромышленников Карелии Илья Раковский заявил о чувствительности отрасли к санкциям и отсутствии промоушена российской продукции.
Наблюдаем трансформации нашей экспортной стратегии, так как мы готовимся к потенциальному запрету поставки российской рыбы в ЕС.
Даже если санкций не будет, то проблемы с экспортом всё равно будут – новые наши корабли не получают новых еврономеров, поэтому ничего не поставят.
В Китае произойдёт скачок потребления в ближайшие годы, примерно на 5 млн тонн рыбы в год – за счёт китайских зумеров, которые стремятся в города, и на них оказывают влияние западные стандарты потребления. За новыми привычками потребления скрывается возможность для России – занять эту нишу, в том числе по треске.
Рынок высоконкурентный, нужно активнее заниматься промоушеном нашей продукции.