Статьи

Русские Бальзак и Роулинг: 5 популярнейших писателей Российской империи, которых "забанили" большевики

Русские Бальзак и Роулинг: 5 популярнейших писателей Российской империи, которых "забанили" большевики

18 марта 1937 года в Ленинграде скончалась Лидия Чарская. В первые два десятилетия ХХ века она была одной из самых популярных писательниц Российской империи, примерно как Джоан Роулинг сейчас. Но в советскую эпоху ее творчество было предано забвению из-за "идеологического несоответствия". Последние годы она прожила в страшной нужде. Приход к власти большевиков произвел настоящую революцию в литературе. Немало популярных писателей лишились возможности печататься и по сути получили запрет на профессию. Евгений Антонюк вспоминает самых популярных авторов дореволюционной эпохи, которых большевики вычеркнули из литературы и на несколько поколений предали забвению.

Лидия Чарская

Не самая успешная актриса Лидия Чарская (настоящая фамилия Воронова) стала писать свои первые книги в начале ХХ века. Первые же повести принесли начинающей писательнице такой успех, что на протяжении всей первой четверти ХХ века она была однозначным лидером детской и юношеской литературы.

Сравнить Чарскую с кем-либо из современных писателей достаточно затруднительно, поскольку в России нет ни одного аналога, обладающего сопоставимой популярностью. По влиянию на несколько поколений подростков ее можно было бы сравнить разве что с Джоан Роулинг, автором "Гарри Поттера". Особой популярностью книги писательницы пользовались у девушек-гимназисток.

Впрочем, критики были к ней беспощадны. Даже на пике славы она регулярно подвергалась язвительным выпадам со стороны коллег и литературных критиков, которые были недовольны излишним сентиментализмом ее произведений и слабым владением словом. Особенно непримиримо настроен к Чарской был Корней Чуковский. Еще до революции он неодобрительно высказывался о ее творчестве, а уже в советские времена поносил ее самыми последними словами. Так, выступая на первом съезде Союза писателей, он заявил, что писательница отравляла детские души сифилисом милитаризма и казарменного патриотизма. Впрочем, удовлетворившись разгромом конкурентки, Чуковский все же похлопотал о выделении пенсии жившей в нищете пожилой писательнице.

Лидия Чарская

До революции Чарская была одним из самых издаваемых авторов. Но 1917 год все перевернул в ее жизни. После прихода к власти большевиков книги писательницы перестали издавать по идеологическим мотивам. А в начале 1920-х годов, во время первой великой ревизии библиотек, все ее старые издания были изъяты из фондов. Творчество Чарской объявили мелкобуржуазной пошлостью, растлевающей души будущих строителей коммунизма.

Тем не менее сила инерции была такова, что почти до самой войны Чарская все еще оставалась одним из самых популярных детских писателей. Даже несмотря на то, что пионерам категорически не рекомендовалось читать ее книги, а в библиотеках их не было. Однако они сохранились во многих домах, и подростки брали их почитать друг у друга. А иногда и у самой Чарской, которая охотно давала читать свои рукописи заходившим к ней пионерам.

Книги Чарской 1/3
Книги Чарской 2/3
Книги Чарской 3/3

Писательница умерла в нищете в 1937 году. Послевоенные поколения Чарскую уже почти не помнили. Во второй половине ХХ века имя писательницы, которую к тому времени не издавали уже несколько десятилетий, стало забываться. После распада СССР ее книги вновь стали издавать, однако вернуть славу самого популярного детского писателя ей уже не удалось.

Клавдия Лукашевич

Главный конкурент Лидии Чарской на ниве детской литературы. Отличалась от нее еще большей плодовитостью, общий тираж изданных повестей, святочных рассказов и сказок Лукашевич к 1917 году составлял несколько миллионов экземпляров (колоссальная цифра по тем временам).

Правда, в творчестве двух главных детских писательниц имелись некоторые отличия. Аудиторией Чарской были преимущественно городские подростки — гимназисты и гимназистки. Тогда как Лукашевич писала скорее для сельских детей. Произведения Чарской полны эмоций, приключений и страстей (сама Чарская была актрисой), тогда как Лукашевич (она была учительницей) писала скорее поучительные и дидактические произведения.

Клавдия Лукашевич

В СССР произведения писательницы попали под запрет. Они изымались из библиотек и больше не печатались. Сама писательница умерла в крайней нищете в 1931 году. Литературная энциклопедия, вышедшая в начале 30-х, так характеризовала творчество Лукашевич: 

Произведения Л. сентиментальны, насквозь проникнуты мелкобуржуазной моралью и не представляют никакой художественной ценности. От всех этих произведений веет мещанским сентиментализмом. В них настойчиво вдалбливается в голову ребенка понятие о преимуществах и торжестве добродетели и доказывается взрослым плодотворность филантропии. Многочисленные произведения Л. были популярны в широких обывательских кругах и в школе.

В "Краткой литературной энциклопедии", вышедшей уже в брежневскую эпоху, критики смягчили свое отношение к писательнице: 

Произведениям Л. присущи сентиментальность, дидактичность, шаблонность ситуаций, схематичность характеров; в то же время они проникнуты любовью к детям, желанием пробудить в них человечность, трудолюбие, внимание к окружающему миру.

Тем не менее творчество Лукашевич по-прежнему считалось идеологически неприемлемым и в СССР не издавалось. Однако в постсоветское время ряд ее произведений был переиздан небольшими тиражами.

Книги Лукашевич 1/3
Книги Лукашевич 2/3
Книги Лукашевич 3/3

Александр Амфитеатров

В последние два десятилетия Российской империи во всей стране не было более плодовитого автора, чем Амфитеатров. Он был мастером на все руки: прозаик, фельетонист, публицист, драматург, критик, поэт. Сын знаменитого (в 90-е годы ХХ века даже рассматривался вопрос о его причислении к лику святых) протоиерея Валентина Амфитеатрова поначалу мечтал об оперной карьере. Несколько лет даже выступал на сцене, но позднее переквалифицировался в литераторы и имел огромный успех.

Амфитеатров писал про все на свете — от сентиментальных романов до оккультных книг и исторических исследований. Амфитеатрова нельзя назвать единственным "властителем дум своей эпохи", но в то время он однозначно входил в число наиболее популярных авторов. Один только роман "Марья Лусьева" за несколько первых лет после выхода переиздавался не менее 7 раз. А поклонники заваливали издателя письмами с требованием повлиять на Амфитеатрова, чтобы тот написал продолжение романа.

Александр Амфитеатров и его отец Валентин Амфитеатров 1/2
Александр Амфитеатров и его отец Валентин Амфитеатров 2/2

Современники называли его русским Бальзаком, талант писателя отмечал сам Горький, который в то время был кумиром всех "прогрессивных кругов". Учитывая интерес читателей к творчеству Амфитеатрова, за несколько лет до революции началось издание полного собрания его сочинений, которое насчитывало 37 (!) томов.

Амфитеатров находился в открытой оппозиции монархии и придерживался либеральных взглядов. Октябрьскую революцию он не принял и в конце Гражданской войны 58-летний писатель бежал из Петрограда в Финляндию вместе с семьей. До самой смерти он продолжал сотрудничать со многими эмигрантскими газетами, публиковал новые произведения, но прежней славы уже не имел.

В СССР и речи быть не могло о публикации писателя, который открыто поносил большевиков в печати. Первая публикация нескольких его работ состоялась только после начала Перестройки. Однако за время долгого перерыва имя Амфитеатрова изрядно потускнело на фоне других писателей и поэтов Серебряного века.

Николай Брешко-Брешковский

Сын знаменитой "бабушки русской революции" Екатерины Брешко-Брешковской. Она оставила его на попечение родственникам и не занималась его воспитанием из-за увлечения революцией. Это обстоятельство максимально осложнило их отношения, Николай всю жизнь придерживался противоположных взглядов и позднее даже не приехал на похороны матери.

Екатерина Брешко-Брешковская и Александр Керенский

В начале ХХ века Брешко-Брешковский был весьма близким аналогом Амфитеатрова. Он был также плодовит, количество его статей, фельетонов, романов, сценариев, пьес и повестей не поддается учету. Он успевал писать по несколько книг в год и параллельно сотрудничать с несколькими газетами и журналами.

Но если Амфитеатрова современники славили как русского Бальзака, то Брешко-Брешковского хулили за низкий стиль, пошлость, обилие штампов и стремление угодить обывателю. Но именно это стремление и сделало его одним из самых популярных авторов своего времени. Произведения писателя были просты, но цепляли максимально широкую аудиторию. Даже Александр Блок, ругавший "пошлейшего" Брешко-Брешковского, одновременно признавал, что его романы он читает с увлечением.

До революции Брешко-Брешковский входил если не в пятерку, то точно в десятку самых популярных авторов. Приход большевиков к власти он категорически не принял, работал в пропагандистских ведомствах белых, затем эмигрировал в Европу, где продолжал писать пользовавшиеся немалой популярностью у эмигрантов книги.

В эмиграции он стал придерживаться ультраправых взглядов и даже сотрудничал с пронацистской немецкой русскоязычной газетой "Новое русское слово". Погиб во время бомбежки Берлина авиацией союзников в 1943 году.

В отличие от Амфитеатрова и Чарской, чьи книги вернулись после распада СССР, Брешко-Брешковский оказался напрочь забыт. В настоящее время небольшими тиражами издано лишь несколько детективных романов писателя.

Михаил Арцыбашев

Суперзвезда дореволюционной беллетристики, чье творчество породило целый сонм писателей-последователей и вызвало настоящий шквал критики. Первый же роман писателя "Санин" имел оглушительный успех не только в России, но и в Европе, а также вызвал грандиозный скандал. Арцыбашева даже собирались судить за порнографию. Роман породил целое литературное направление, которое неприязненно относившиеся к нему критики окрестили "арцыбашевщиной". Это направление отличалось особым вниманием к вопросам половых отношений, убийствам, самоубийствам, насилию и т.д.

Провластные критики ругали его за непристойность и аморализм. Оппозиционные критики из лагеря "демократической литературы" не могли простить ему отрицание их идеологии ("писатель – учитель жизни" и т.п.) и демонстративный интерес к иным вопросам вместо социальных и политических.

Михаил Арцыбашев

Тем не менее нонконформизм Арцыбашева сделал его весьма заметной и популярной фигурой. Ему стали подражать другие писатели, а каждое его новое произведение вызывало огромный читательский интерес, особенно у молодежи, а также ожесточенную полемику и критику как слева, так и справа.

Арцыбашев отвечал критикам тем, что высмеивал их в своих произведениях. Благодаря этому к 1917 году в левом лагере к нему намертво прикрепился ярлык контрреволюционного писателя, что позднее поспособствовало его забвению. Кроме того, Арцыбашев был категорическим противником большевиков и после эмиграции в Польшу постоянно выступал в прессе с хлесткими критическими статьями в их адрес. В советской литературной энциклопедии Арцыбашеву была дана исчерпывающая характеристика: 

Арцыбашев со злым отвращением старается унизить человека, сбросить с того пьедестала, на который его поставил М. Горький.

В СССР книги писателя не издавались как по причине несоответствия официальной идеологии, так и из-за личных политических взглядов автора. В постсоветское время его самый известный роман и несколько рассказов были переизданы, но после долгих лет забвения он не смог составить конкуренцию былым современникам, ныне признанным классикам.