План приватизации, который правительство представило месяц назад, вызвал противоречивые оценки экспертов и населения. Андрей Ковалев объясняет, почему сейчас самый неудачный момент для приватизации, и показывает, чем чревата передача компаний в частные руки.
Приватизация 90-х годов оставила в народной памяти самые тяжелые воспоминания. Предприятия Советского Союза, которые создавали целые поколения людей, по бросовым ценам ушли узкому кругу лиц со связями в правительстве.
Неудивительно, что подавляющее большинство россиян крайне негативно относятся к этому периоду новейшей истории страны – по данным опроса "Левада-центра", 75% респондентов считают, что итоги приватизации 90-х следует в том или ином виде пересмотреть.
Без сомнения, если новая волна приватизации все-таки состоится, она пройдет на совсем других условиях и с соблюдением мировых стандартов. Однако, как показывает практика других стран, приватизация в условиях кризиса приводит не только к распродаже госактивов по бросовым ценам, но и провоцирует удар по эффективности системообразующих предприятий экономики.
Котировки ниже нижнего
Капитализация "Газпрома" (синим) и "Роснефти" (белым) в долларах
Разговоры о решении проблемы бюджетного дефицита с помощью приватизации госпредприятий велись с самого начала кризиса, но оформление в виде полноценной программы они получили только к началу этого года. В феврале правительство одобрило список компаний, приватизацию которых планируется провести в первую очередь. В него вошли "Роснефть", "Башнефть", РЖД, "АЛРОСА" и другие компании.
Сейчас котировки "Роснефти", "Башнефти" и других флагманов российской экономики находятся вблизи исторических минимумов, в долларовом выражении их стоимость за последние несколько лет упала в два-три раза. Капитализация "Роснефти" в 2013 оценивалась в $100 млрд, теперь она едва превышает половину от этой суммы. Еще более плачевные результаты у "Газпрома" - в 2008 году Алексей Миллер ожидал, что капитализация компании достигнет одного триллиона долларов, но на сегодняшний день газовый гигант оценивается лишь на $2,6 млрд дороже "Роснефти".
Котировки депозитарных расписок на акции Сбербанка на Лондонской бирже
Падение стоимости российских компаний затронуло не только нефтегазовую отрасль – "Сбербанк" (который из списка первоочередной приватизации пока исключили), тоже потерял в стоимости почти в 2,5 раза. Хотя основной причиной "похудания" российского фондового рынка является девальвация рубля, значительную роль в этом сыграли секторальные санкции США и Евросоюза, значительно повлиявшие на приток иностранных инвестиций.
Максимальное снижение выгоды для бюджета
Одним из основных условий помощи МВФ Греции в 2010 году стало обязательство правительства страны реализовать масштабную программу приватизации. Изначально планировалось, что к 2015 году удастся выручить до €50 миллиардов, но реальные цифры оказались куда ниже – греческие власти заработали на продаже госсобственности всего лишь €3,5 миллиарда.
Как показывает мировая практика, в условиях кризиса инвесторы не спешат рисковать своими деньгами, и участвуют в приватизации только при наличии существенной премии за риск в дополнение к упавшей стоимости активов. С учетом того, что нефтяные цены сейчас только нащупывают дно, реализация программы приватизации в России будет означать продажу госимущества по максимально бросовой стоимости.
Помимо этого, российские власти собираются наложить на потенциальных покупателей госимущества целый ряд ограничений, в частности, оставив в руках государства контрольный пакет предприятий и оградив от участия в приватизации офшорные капиталы. При всем благородстве этих идей, на практике они только ограничат круг потенциальных инвесторов и еще более снизят выручку правительства от продажи активов.
Особенно сомнительно затея с приватизацией выглядит на фоне того, что у государства сохраняется значительный объем золотовалютных резервов, а в прошлом году неосвоенным остался триллион бюджетных денег. В отличие от Греции и Украины, Россия может себе позволить отложить приватизацию на более поздний срок, когда внешняя конъюнктура станет более благоприятной.
Новые трудности
Если правительство рассматривает приватизацию как средство повышения эффективности российской экономики, история знает много случаев, когда распродажа госимущества лишь создавала новые проблемы. После приватизации железной дороги в Великобритании правительству страны пришлось каждый год выделять значительные субсидии (£2,4-5,4 миллиардов в год). При этом стоимость билетов в Великобритании остается самой высокой в Европе, а качество сервиса уступает Германии, Франции и даже Италии.
Сравнение цен на транспорт в Британии: поезд часто дороже альтернатив. Источник: Daily Mail
Не говоря уже о том, что приватизация крупных предприятий далеко не всегда обеспечивает рост эффективности, продажа госимущества в условиях кризиса создает предпосылки для того, чтобы новые владельцы не развивали его, а рассматривали в качестве инструмента для спекуляции. Зачастую новое руководство жертвует стратегическими целями компании и стремится только к снижению расходов за счет сокращений сотрудников и их зарплаты.
Российское правительство выбрало для планов приватизации самый неподходящий момент, когда стоимость российских активов находится на исключительно низком уровне. Учитывая непопулярность идеи приватизации в народе и оценки здравомыслящих экспертов, сомнительно, что правительство решится на этот шаг в ближайшее время. Остается надеяться, что нынешний план приватизации разработан на случай возникновения экстренной ситуации, и в обозримой перспективе он не понадобится.