Статьи

Исландский урок: почему не надо бояться девальвации рубля

Исландский урок: почему не надо бояться девальвации рубля

Начиная с середины 2014 года курс рубля снизился с 34 до нынешних 75-80 рублей за доллар. Для большинства россиян падение рубля означает отказ от поездок за рубеж и подорожание импортных товаров. Но в масштабах всей экономики девальвация обеспечивает увеличение конкурентоспособности предприятий страны и закладывает основу для ее роста. Андрей Ковалев на примере крошечной Исландии рассказывает, какие шансы на восстановление экономики России может дать намеренное снижение рубля.

Банковский пузырь

В нулевые годы Исландия неожиданно превратилась из тихой заводи Европы, основу экономики которой составляли ловля рыбы и выплавка алюминия, в процветающий финансовый центр. Три крупнейших банка страны выросли до таких размеров, что на 2008 год суммарная стоимость их активов более чем в 10 раз превышала ВВП Исландии. Предлагая более высокие ставки по депозитам, чем в среднем по Европе, "Ландсбанки", "Глитнир" и "Койптинг" привлекали средства иностранных вкладчиков и вкладывались в амбициозные (но сомнительные) проекты по всему миру.

После того, как разразился финансовый кризис 2008 года, исландские банки начали испытывать трудности с рефинансированием задолженности с помощью межбанковских кредитов, и пирамида долгов начала стремительно рассыпаться. Обычный в такой ситуации сценарий выхода из кризиса – вмешательство ЦБ – оказался невозможным из-за огромного веса финансового сектора в экономике страны.

Правительству пришлось обратиться за помощью извне. Исландия стала первым за 30 лет государством с развитой экономикой, которому потребовалась программа Международного валютного фонда.

Курс исландской кроны с 1998 по 2012 год

Прагматичная девальвация

До кризиса из-за огромного притока капитала исландская крона была одной из самых переоцененных валют в мире, и после коллапса банков удерживать курс на том же уровне центробанк уже не мог. Основная проблема была в том, что большинство займов в стране (включая ипотеку населения) было привязано или к показателю инфляции, или к иностранной валюте. Слишком резкая девальвация кроны стала бы огромным ударом по экономике. Исходя из этого правительству пришлось вводить жесткие ограничения на перемещение капитала – на любую сделку по покупке иностранной валюты следовало получать разрешение госструктур. В результате крона обесценилась только в два раза – с 80 за евро до 160-180.

Изначально правительство Исландии планировало национализировать проблемные банки, но после оценки реального положения дел от этого плана отказались. Вместо этого управление ими было передано главному финансовому регулятору страны, который выделил внутриисландские активы и на их основе создал "новые" банки, принадлежащие государству. "Старые" - ликвидировали. При этом правительство распространило гарантии по депозитам только на исландских вкладчиков, отказав в этом праве зарубежным клиентам банков (несмотря на то, что по закону они были обязаны возместить потери).

Динамика изменения уровня инфляции в Исландии

Конфликт с Британией

Главные сложности возникли с одним из трех проблемных банков – "Ландсбанки". У него работали отделения в Великобритании и Нидерландах, которые на момент банкротства успели привлечь средства вкладчиков на 6,7 миллиардов евро. После решения исландского правительства об отказе в гарантийном покрытии этих депозитов, власти этих двух стран полностью компенсировали своим вкладчикам потери и начали требовать от Исландии выплаты минимальной гарантийной суммы в размере четырех миллиардов евро. В ход шли угрозы заблокировать выделение исландским властям средств МВФ, обещание "прохладных отношений" в будущем и увещевания Европейского союза.

Страсти достигли пика после того, как Британский парламент воспользовался положениями законодательства по борьбе с терроризмом и принял акт о заморозке активов "Ландсбанки", ЦБ и правительства Исландии на территории Соединенного королевства. Тяжбы продолжались до 2011 года, когда на общенациональном референдуме граждане Исландии окончательно поддержали отказ выплачивать компенсации иностранным вкладчикам.

Восстановление экономики Исландии и других проблемных стран

Кризис сильно ударил по исландской экономике. На его пике ВВП страны снизился на 9,3%, инфляция взлетела с 3-5% до 18%, безработица – с 1,5% до 8%. Однако, благодаря снижению курса кроны, которое подстегнуло экспортные отрасли и снизило импорт, уже к 2009 году Исландия добилась положительного торгового баланса.

Страна неожиданно превратилась в популярное место отдыха для иностранных туристов – по сравнению с 2006 годом доход от этой отрасли вырос вдвое. Начиная с 2010 года, постепенно начинают улучшаться все основные показатели, и вскоре экономика Исландии перешла к одним из самых быстрых темпов роста в Европе. Стране удалось к 2015 году вернуться на докризисный уровень ВВП и с опережением графика выплатить кредит МВФ.

Термальный источник в Исландии - популярное место среди иностранных туристов

Особенно впечатляюще выход Исландии из кризиса выглядит в сравнении с еще одной страной, столкнувшейся с экономическими трудностями из-за чрезмерно раздутого финансового сектора, – Ирландией. Несмотря на то что масштаб ее проблем был значительно меньше исландского коллапса, спад в Ирландии оказался более глубоким, и страна до сих пор не вернулась к показателям 2008 года. Основная причина столь невпечатляющей динамики – пребывание Ирландии в зоне евро. Не имея возможности девальвировать национальную валюту, властям страны пришлось повышать конкурентоспособность собственной экономики с помощью массовых увольнений и снижения заработных плат. Вред от такого лекарства оказался еще больше, чем лечебный эффект. Со схожими проблемами столкнулись Греция, Эстония и Латвия.

Что это дает России

Российская ситуация принципиальным образом отличается от кризиса в Исландии – стабильности финансовой системы ничего не угрожает, объем золотовалютных резервов стабилизировался, в связи с чем обращаться в МВФ за кредитами не требуется. Тем не менее, тот же механизм, который в кратчайшие сроки позволил Исландии восстановить экономику, начал действовать и в России. Девальвация рубля существенным образом сократила издержки производственных компаний и повысила их конкурентоспособность. Даже при том, что российская экономика не прошла пик спада, и предприятия с осторожностью инвестируют средства в расширение производства, суммарная прибыль российских компаний в 2015 году выросла на 43% по сравнению с предыдущим годом.

Из-за удорожания импорта программа импортозамещения, о которой в правительстве говорили годами, сегодня получила самый реалистичный шанс. Благодаря снижению курса рубля несырьевой экспорт также укрепил свои позиции, как это видно на примере производителей сельхозпродукции. На пользу экономике играет и размер внутреннего рынка – в отличии от Исландии, в России производится значительно больше товаров повседневного спроса, поэтому удорожание импорта не так сильно бьет по рядовым потребителям. Даже в случае продолжительно низких цен на нефть российская экономика за счет увеличения конкурентоспособности должна вернуться к росту уже в 2017 году.