Деньги

Нужно ли освобождать Центробанк от “иностранного ига”?

Нужно ли освобождать Центробанк от “иностранного ига”?

Центральные банки традиционно оказываются в центре многочисленных теорий заговора. Понять настороженное отношение общества легко – центральные банки действительно создают из воздуха ничем не обеспеченные деньги. В России наиболее активную кампанию против Центробанка ведет депутат Евгений Федоров. Не так давно они внесли поправки в закон «О Центральном банке» на рассмотрение Госдумы. Однако большинство инициатив, заложенных в законопроекте, бесполезны или откровенно вредны.

Лейтмотив законопроекта заключается в «независимости» Банка России и его «неподконтрольности» российскому государству. Фактически авторы поправок вторят обвинениям сторонников теории заговора вокруг Центрального Банка США – Федеральной резервной системы – дескать, она не подконтрольна властям Штатов и подчиняется некоему теневому мировому правительству.

Тем не менее, абсолютное большинство центральных банков всех стран мира номинально обладают некой степенью независимости от государства, которая прописывается в основополагающих законах. Делается это для того, чтобы у правительства не появлялся соблазн финансировать государственные расходы за счет бесконтрольной эмиссии денег и вмешиваться в долгосрочную финансовую политику ради краткосрочных интересов. Даже в Китае, где Народный банк Китая формировался на основе полностью подконтрольной государству структуры, схожей с Госбанком СССР, главный финансовый регулятор обладает значительной свободой в повседневной работе, хотя направляющая роль Партии сохраняется.

По закону «О ЦБ РФ» Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью, включая правом распоряжаться золотовалютными резервами страны. Тот же закон однозначно указывает на то, что весь руководящий состав Банка назначается государственными органами, и говорить о какой-то его реальной независимости не приходится.  Коллегиальный орган управления Банком России – Национальный финансовый совет – формируется президентом, правительством и обеими палатами парламента. Члены еще одного коллегиального органа, Совета директоров, назначаются Госдумой по представлению председателя ЦБ и согласованию с президентом. Саму кандидатуру главы Банка России также представляет президент. Формальное изменение статуса Центробанка на государственный или полугосударственный ровным счетом ничего не поменяет.

Ставка рефинансирования в Бразилии и Индии (сплошная линия – Бразилия, пунктир – Индия). Источник – Trading economics.

Другая претензия авторов закона – высокая ставка рефинансирования, которая якобы не позволяет предприятиям реального сектора получать доступ к дешевым кредитам. По замыслу Федорова, вернув контроль за Центробанком, можно заставить его «начать реализовывать стратегию, в основе которой – низкие процентные ставки и поддержка роста экономики». Но ключевая ставка у соседей России по БРИКС находится на сопоставимом уровне: Индия, которая в последние годы обходит Китай по темпам развития, держит ставку рефинансирования на уровне 7,75%, Бразилия – 12,25%, Китай – 5,6%. И это не мешает экономикам этих странам быстро развиваться.

Высокая стоимость кредитов действительно является серьезной проблемой для российских компаний, но ответственность за это лежит не только на Центробанке. В руках Правительства находится предостаточно инструментов для того, чтобы обеспечить доступ перспективных отраслей к дешевым деньгам – специализированные банки развития, целевые программы и субсидирование процентных ставок. Директивное понижение ставки рефинансирования приведет к скачку темпов инфляции и только навредит российской экономике.

Еще более показательна критика Центробанка за переход к плавающему курсу рубля, который, по мнению Евгения Федорова, противоречит Конституции. Очевидно, что искусственное удержание курса рубля на прежнем уровне привело бы к быстрому истощению золотовалютных резервов, что в сегодняшних условиях внешнеполитического давления на Россию вызвало бы катастрофические последствия.

Политика руководства главного банка страны вызывает много вопросов, но большинство инициатив, заложенных в предложенные поправки к закону о Центральном банке – банальный популизм ради привлечения внимания, который отвлекает общество от обсуждения реальных экономических проблем. 

Андрей Ковалев