Активность сразу по двум резонансным делам, направленным против России, проявил Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Во-первых, коллегия из пяти судей отклонила ходатайства российских властей о пересмотре судебных постановлений, вынесенных в пользу акционеров ЮКОСа, оппозиционера Бориса Немцова и ряда других заявителей. Во-вторых, ЕСПЧ вновь извлек на поверхность “дело Магнитского”, направив российским властям вопросы по объединенной жалобе супруги и матери покойного юриста.
Напомним, что по “делу ЮКОСа” Европейский суд по правам человека постановил - Россия должна выплатить 1,866 миллиарда евро компенсации бывшим акционерам нефтяной компании за установленные в 2011 году нарушения их прав, которые гарантирует Европейская конвенция по правам человека.
Москва заявляла, что данное решение идет вразрез с позицией Конституционного суда России. Помимо протеста по “делу ЮКОСа” РФ опротестовала решение ЕСПЧ о выплате Борису Немцову 26 тысяч евро за его задержание на митинге 2010 года, а также признание нарушений прав этнических чеченцев в Курганской области и решение по делу об экстрадиции из России жителей Средней Азии. Общая сумма присужденных им компенсаций достигает 150 тысяч евро.
Что касается “дела Магнитского”, то ЕСПЧ запросил, имело ли место нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека о запрете пыток тем, в каких условиях юрист содержался в изоляторе после ареста в ноябре 2008 года, но до его перевода в СИЗО "Матросская тишина" в апреле 2009 года. Также ЕСПЧ интересуется, было ли нарушение требования пункта 3 статьи 5 Конвенции о разумном сроке содержания под стражей до суда и нарушение права на жизнь по статье 2 Конвенции - пишет РИА Новости.
Российскому правительству также предложено предоставить ЕСПЧ копии и расшифровки всех медицинских документов, касающихся Магнитского, отчета по врачебным процедурам в поддержание его состояния здоровья и копии всего уголовного дела об обстоятельствах смерти юриста.
Обстоятельства принятия решений по вышеназванным делам вынуждают Россию ставить вопрос о выходе из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Российский президент заявил, что считает большинство решений ЕСПЧ политизированными. Позже в федеральный закон о Конституционном суде были внесены поправки, которые позволяют ему определять процедуру исполнения решений ЕСПЧ, если решения Европейского суда и Конституционного суда РФ противоречат друг другу.