Статьи

Вместе против Трампа: о чем будут разговаривать Путин и Меркель в Германии

Вместе против Трампа: о чем будут разговаривать Путин и Меркель в Германии

18 августа в резиденции правительства ФРГ канцлер Германии Ангела Меркель примет президента России Владимира Путина. Этот визит для многих журналистов и экспертов оказался неожиданным. Тем не менее он вполне закономерен в контексте складывающейся новой геополитической и экономической реальности. Дмитрий Родионов рассказывает, есть ли шансы у лидеров договориться по трем ключевым темам. 

Темы переговоров официально объявил глава германского МИД Хайко Маас: это ситуация в Сирии, на Украине и "Северный поток-2".

Ситуация в Сирии для Меркель, пожалуй, - одна из самых важных тем. Вернее, для нее важен выход из миграционного кризиса, а он напрямую зависит от ситуации в Сирии. Именно сегодня разрешение этого кризиса будет определять дальнейшую судьбу не только правящей коалиции, но и канцлера.

Меркель, напомню, изначально была главным проводником политики "открытых дверей" для беженцев как в самой Германии, так и в Евросоюзе. Все больше и больше стран открыто выражают свое недовольство миграционным шантажом Меркель. Не так давно Италия отказалась пускать к себе корабли с беженцами.

В самой Германии два месяца назад глава МВД Хорст Зеехофер публично заявил, что устал договариваться с Меркель, а возглавляемый им Христианско-социальный союз (ХСС) — главный союзник меркелевского ХДС - выдвинул канцлеру ультиматум по вопросу противодействия нелегальной миграции. В итоге Меркель пришлось пойти на уступки, что помогло сохранить коалицию. На саммите ЕС проблему удалось переложить на Грецию и Испанию. Но надолго ли?

А в Сирии заканчивается война. И можно возвращать домой беженцев, чем Москва и занимается. Однако Москва не собирается делать это самостоятельно за свой счет, тем более, что в возвращении беженцев заинтересованы в первую очередь как раз страны Евросоюза. 

Сегодня в Европе поняли, наконец, три вещи. Первое: "кровавый режим Асада", как ни пытались его свалить, устоял. И теперь это всерьез и надолго. Как и присутствие в Сирии России. Второе: в миграционном кризисе, который захлестнул Европу, виноваты те, кто все это время "шатал" ближневосточные режимы, в том числе сами европейцы. Третье: раз уж ни о какой "победе" (для Европы изначально это был уход Асада) речи не идет, то нужно хотя бы сохранить лицо. И вернуть домой беженцев. А для этого нужно немного поработать над ошибками и раскошелиться.

Во Франции это, кстати, уже поняли. В конце июля Париж направил в недавно освобожденную от боевиков (которых Франция до этого поддерживала) Восточную Гуту 50 тонн медицинских препаратов и оборудования. По сути, это внутренний прорыв гуманитарной блокады, в которой все эти годы Запад душил Сирию. Эвакуацию "Белых касок" также можно рассматривать в этом контексте.

Макрон уже не в первый раз пытается выступить в роли "спасителя Европы". И тут ему это явно удается. Это при том, что предыдущая администрация Олланда изрядно потрудилась на ниве поддержки антиправительственных сил, а некоторые французские компании в них активно вложились. Макрон неопытен, но крайне амбициозен. Меркель понимает, что поезд может уйти и решать вопросы надо сейчас. А решать их можно только с Путиным и больше ни с кем.

Напомню, что в прошлом месяце, сразу после встречи российского и американского президентов и саммита НАТО, в Берлин и Париж наведались главы российского МИД и Генштаба Сергей Лавров и Валерий Герасимов. Вернее, целью поездки был Израиль, с которым, судя по всему, удалось достичь серьезных договоренностей по Сирии и присутствию в ней иранских войск. На обратном пути вот решили "заскочить" в Германию и Францию. Казалось бы, при чем тут вообще Герасимов? А кто еще, кроме начальника Генштаба, убедительнее сможет донести, как Москва, Вашингтон и Тель-Авив договорились о разделе влияния в Сирии после окончания войны.

Далее. Украина. Из трех заявленных тем эта самая малозначимая для двух лидеров. Во-первых, Путин понимает, что о судьбе Украины договариваться надо с США. Во-вторых, Европе сейчас, мягко говоря, не до Украины. Основное обсуждение этой темы у Путина было месяц назад с Трампом. Кстати, это вторая тема, которая обсуждалась в ходе уже упомянутого визита в Берлин Лаврова и Герасимова. И тогда многие эксперты опять же говорили, что целью вояжа было довести до сведения лидеров Франции и Германии то, о чем договорились Путин с Трампом.

Возможно, визит Путина в контексте упомянутых тем нужен как раз для подтверждения и закрепления "пройденного материала" на более высоком уровне. Не думаю, что тут много чего можно добавить. По обеим темам все уже решено. 

Третья тема — "Северный поток-2". Тоже важнейшая для Германии. Берлин уже давно выдерживает колоссальное давление со стороны США по этому вопросу, а в последние месяцы оно стало в разы сильнее. Трамп прямым текстом шантажирует Меркель, пытаясь заставить ее отказаться от СП-2. В мае он увязывал вопрос отмены пошлин с разногласиями по поводу трубопровода, а на саммите НАТО заявил, что Германия является "заложницей" России. Смешно было слышать это от президента страны, которая держит в ФРГ почти две сотни военных баз и удерживает у себя немецкий золотой запас, несмотря на попытки Берлина вернуть его.

На самом деле почти все чьи-то заложники. Лишь несколько стран на планете полностью свободны и независимы. Германия к ним не относится. Но особенность сегодняшнего мира в том, что большинство стран, будучи зависимыми, предпочитают дифференцировать свою зависимость, чтобы не быть в заложниках у кого-то одного. Меркель не хочет зависеть от американского газа, который, к тому же, еще и дороже российского. Ради этого она готова переступить через интересы Украины и сопротивление стран-членов ЕС. А еще она хочет сделать Германию крупнейшим в Европе газовым хабом. Конечно, зависеть от российского газа целиком она тоже не хочет. Для этого и попытки заставить Москву сохранить часть транзита через Украину и закупки американского СПГ.

Так или иначе, "Северный поток-2" готовят к началу прокладки. Так что Меркель можно поздравить с первым серьезным успехом. Но Трамп это так не оставит, давление будет нарастать. Как и с антииранскими санкциями, которые Европа также не желает принимать, что вызывает бешенство в Вашингтоне. А теперь еще с антитурецкими. Торговая война, объявленная Трампом Турции, уже бьет по европейским банкам, которые активно работают в этой стране.

А есть еще и новые антироссийские санкции, которые пока на Европе никак не отразились, но в перспективе, если будут приняты в том объеме, в котором их анонсируют, они угрожают ударить по тем же европейским банкам, да и по всей мировой экономике. Конечно, для Европы речи о снятии существующих антироссийских санкций (особенно, крымских) не идет, но вот избежать новых там хотели бы.

Все это тоже будет обсуждаться. Объявленная Трампом экономическая война против всего мира создает новую реальность, в которой этот мир будет искать точки соприкосновения и способы совместного противостояния угрозе. Пока, конечно, это будут робкие шаги. Во всяком случае со стороны Европы, которая все еще не готова мириться с новой реальностью и верит, что "переживет" Трампа и сможет добиться уступок от России. Но мяч на ее стороне. Москва свою позицию четко обозначила и готова лишь подтвердить ее. 

Сегодня, кстати, у Европы появляются новые точки соприкосновения и совместные интересы не только с Россией, но и с Турцией и Ираном. Те мировые игроки, которые уже осознали, что их вынуждают искать новые механизмы взаимодействия, начинают предпринимать конкретные шаги. Те, кто поймет и примет это последним, имеют крайне мало шансов выстоять. В Германии это, кажется, понимают. Вопрос в том, хватит ли политической воли. Меркель сегодня явно озабочена спасением себя. И без взаимодействия с Москвой ей это уже точно не удастся.