Статьи

Кем быть: как поменяется рынок труда уже через 5 лет

Кем быть: как поменяется рынок труда уже через 5 лет

Министр образования Ольга Васильева посоветовала обучаться в бакалавриате и магистратуре по разным направлениям. Это даст преимущество на рынке труда в будущем. Сейчас многие советуют не ограничиваться одной профессией, чтобы в новых условиях не остаться невостребованным. Сегодня нужен человек с разными компетенциями, но вузы зачастую не успевают разрабатывать необходимые программы обучения. Кто будет нужен через 5 или 10 лет? Михаил Мельников попытался ответить на этот вопрос. 

Еще одна новость недели: во Франции закончились квалифицированные специалисты. В стране 3 миллиона безработных, но они не могут закрыть 300 тысяч вакансий, ибо совершенно не соответствуют требованиям. Разнорабочему из Алжира настолько трудно перестроиться на программирование искусственного интеллекта, что даже программы переквалификации не могут помочь. 

Проблема вовсе не в столкновении культур. Поверьте, химики-технологи прекрасно понимают друг друга, даже если один из них буддист, второй растафарианец. Людей, которые хорошо делают работу, не смущает привычка одного коллеги резать барана в Курбан-байрам, а другого – закапывать амулеты перед порогом офиса. Проблема в том, что высокотехнологичная европейская экономика не может найти достаточного количества рабочих мест для людей, которые не получили образования. Ну не нужно стране столько дворников, не нужно роботизированным заводам столько грузчиков. 

Казалось бы, бог с ними, с французами. Они выкрутятся. Своя рубашка ближе к телу. Процент безработных у нас ниже, чем во Франции, но и работы наши, честно говоря, не назовешь сложными и высокотехнологичными.

И все же пример "французского тупика" не стоит игнорировать: плох тот, кто учится лишь на собственных ошибках. Развитие экономики необходимо предвидеть хотя бы на 10 лет вперед, чтобы понимать, какие специалисты нужны будут в будущем. Подумали бы французы во времена, скажем, Саркози, что надо загонять всех в высшие технические школы - глядишь, сейчас не плелась бы Франция вслед за вечной соперницей Германией, а доминировала бы в Европе.

Профессии-2024 

А кто нужен России? Какое образование стоит получить, на кого переучиться?

Я выбрал пять профессий, которые, на мой взгляд, весьма недооценены в настоящее время, но скоро все изменится.

Косметолог. Вы не задумывались над тем, что технологии движутся вперед самыми простыми инстинктами? Будущее компьютерных носителей информации, например, определили производители порнографии, сперва выбравшие стандарт BluRay вместо HD DVD, а потом и вовсе похоронившие диски развитием интернет-дистрибуции. Так вот, начинка иного салона красоты на Западе зачастую сложнее, чем техника в солидном российском НИИ. Настоящая косметология в Россию, по сути, даже еще не пришла, только заглянула. 

Мусорщик. Российский фонд прямых инвестиций объявил о том, что вложит 150 миллиардов рублей в генерацию электроэнергии из сжигания мусора. Возобновляемая энергия – единственный возможный сценарий будущего, отходы сыграют тут огромную роль. В России еще нет практики раздельного сбора отходов, нет толкового понимания перспектив мусоросжигания, зато есть сотни тысяч гектаров свалок. Бесконечно так продолжаться не может. И специалисты по сортировке и переработке мусора, весьма востребованные и сегодня, через некоторое время будут цениться на вес золота.

Сиделка. Звучит незавидно, пока не узнаешь, сколько получают лучшие представители этой сложной работы. Население России стареет, стремительно стареет, на каждого работающего приходится все больше финансовой нагрузки по уходу за стариками (как родными, так и финансируемыми нами через Пенсионный фонд). Сиделки будут нужны как частным лицам, так и разнообразным геронтологическим учреждениям, государственным и частным. И ладно бы только старики – в России уже сейчас более 8 миллионов человек, нуждающихся в уходе по другим показаниям, с возрастом не связанным. Кстати, официально профессия "специалист по уходу" появилась в России только в 2017 году – жизнь заставила признать существование сиделок.

Спецназовец. Спрос на профессиональных диверсантов в России огромен. Большинство современных войн заканчиваются не начавшись, ибо представляют собой лишь блистательно проведенные спецоперации, в которых были задействованы разносторонне подготовленные люди. И сколько замыслов было провалено из-за низкой подготовки исполнителей! Чем больше распространяется оружие массового поражения, тем меньше хочется с ним связываться – и тем ценнее крепкие обученные парни. 

Хакер. Хотелось написать "IT-специалист", но это предельно общий термин, что-то типа слова "компьютерщик", так раздражающего профессионалов. Тем не менее будут востребованы практически все разновидности "айтишников": от наладчика с отверткой до хакера с брутфорс-машиной. Но я выделю именно специалиста по компьютерной безопасности, способного как защищать, так и похищать информацию. Ибо информация бесценна.

Отдельно упомяну еще одну профессию, которая представляется мне самой стабильной вообще в истории России. Это, конечно, кучер, ямщик, шофер, водитель – в общем, младший оператор перевозки людей и грузов. Самая распространенная специальность в самой большой стране мира останется таковой еще надолго. Сейчас примерно 5 миллионов человек в стране получают деньги за то, что крутят баранку и жмут на газ, реже на тормоз. Эту профессию сейчас принято хоронить – дроны и автопилоты, дескать, заменят живых водителей, но я бы не был столь оптимистичен. Дронами уже занимается ФСБ, а внедрение автопилотов в России неизбежно, однако это случится точно не при жизни нынешних сорокалетних. 

Профессии прошлого века

Законы сохранения всего на свете учат нас, что пространство не резиновое. Если где-то прибыло, то где-то убыло. Перечислю несколько профессий, которые кажутся бесперспективными. 

Врач. Число врачей в России постоянно сокращается. Скажем, педиатров в 2005 году было 70 тыс., а сейчас только 58 тыс. Все меньше больниц, койко-мест, все меньше минут на одного пациента. При этом пожилые врачи цепляются за свои места.

Инспектор ГИБДД. Собственно, эти люди исчезают уже на наших глазах: только в январе было уволено 10 тысяч "гаишников". Камеры гораздо лучше и дешевле отслеживают нарушения скоростного режима и передвижение по запрещенным полосам (выделенным и обочинам). И хотя квалифицированный сотрудник ГИБДД мог бы, например, прекрасно разрулить пробку, образовавшуюся из-за ДТП или поломки светофора, на практике они этими обязанностями пренебрегают. 

Корректор, стенографист. Системы автоматического распознавания и правки текста развиваются с каждым днем. Просто нет смысла содержать живого человека, который лишь на 10–15% эффективнее программы. Кстати, профессия литературного редактора уже фактически отмерла: не сумевшие переучиться люди пытаются зарабатывать грошовым копирайтингом.

Космонавт. Планы Роскосмоса предусматривают подготовку пилотируемых полетов, но в весьма отдаленной перспективе и не более одного запуска в два-три года. Остается научная работа на МКС, но и на этом рынке предложение намного выше спроса, а высокая зарплата далеко не всем компенсирует прелести многомесячного сидения в консервной банке.

Пилот самолета. Рынок авиаперевозок в России не растет, конкуренция среди дипломированных пилотов огромна. Да, там хорошие зарплаты, но именно поэтому действующие пилоты крупных авиакомпаний стараются не пускать новичков в свои ряды. Частная же авиация у нас обложена огромным количеством ограничений.

Посредник. Люди набрались опыта, и уже не посредники используют клиентов, а наоборот: скажем, покупатели авиабилетов сравнивают цены на Aviasales или Onetwotrip, а покупают все равно непосредственно у перевозчика. Те же проблемы будут у риелторов и турагентов - всех тех, кто живет "на проценте". 

Чиновник. Как ни странно, ситуация с государственными служащими выглядит примерно так же, как и с врачами. Сокращение расходов бюджета сильно бьет именно по их низовому звену, а вал информатизации делает ненужными большинство работающих с населением в государственных и муниципальных структурах.

* * *

Срок жизни профессий постоянно сокращается, образование за ними не поспевает. Когда специальность "веб-мастер" появилась наконец в вузах, эта профессия фактически уже отмерла: частные изготовители сайтов сейчас мало кому интересны, конкуренция между ними огромна, цены на работу демпинговые. 

Человека надо готовить к тому, что он вряд ли доработает до пенсии по специальности, которой обучился в юности", – констатировал Андрей Себрант, директор по маркетингу сервисов "Яндекса". 

Победит тот, кто раньше осознает новую реальность и адаптируется к ней, если угодно – "прогнется под изменчивый мир".