Общество

Правительство РФ: малый бизнес должен выйти из тени и исполнить свою часть социального контракта

Правительство РФ: малый бизнес должен выйти из тени и исполнить свою часть социального контракта

Малый бизнес должен выполнять свою часть социального контракта и платить налоги, заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании, где обсуждается законопроект о налогообложении малого бизнеса. 

Напомним, что законопроект о введении муниципальных сборов с малого бизнеса рассматривался в правительстве с начала ноября. Были проведены встречи с представителями бизнеса в Общественной палате РФ и в Минфине. Все пожелания и варианты решений от бизнес-сообщества при этом были внимательно изучены и учтены, законопроект получил высокую оценку экспертов. За его принятие высказались такие признанные авторитеты в области экономики и бизнеса, как первый зампред правительства Игорь Шувалов и помощник президента Андрей Белоусов, другие члены кабинета министров.

Тем не менее, в СМИ была развернута мощная кампания против законопроекта, участники которой шли на крайние меры.

Платежи бизнеса увеличатся в 17-18 раз! - запугивало читателей одно деловое издание: малому бизнесу придется ежеквартально платить от 6 до 600 тысяч рублей, причем, авансом, а муниципальные власти смогут увеличить эти суммы вдесятеро. Новые сборы убьют малый бизнес! – кричали заголовки других СМИ.

Действительность оказалась далеко не столь мрачной. Скорее  вполне оптимистичной.
Прежде всего, стоит еще раз обратить внимание на слова Медведева: новый сбор призван вернуть справедливость в распределении налоговой нагрузки и социальных обязательств. Скажем честно: до сих пор малый бизнес принимал весьма незначительное участие в том и другом. Причем, ни для кого не секрет, что подавляющее число предпринимателей этого сектора находятся в тени. Преследовать их трудно: возни много, толку мало. 

В то же время, в своей совокупности малый бизнес составляет значимую величину. Во многих провинциальных поселках и городах, где нет крупных и средних предприятий, именно он является основным работодателем и налогоплательщиком. Нетрудно заметить, что в этом случае уклонение от уплаты налогов не только лишает местные бюджеты денег на нужды жителей, но и оставляет без социальных гарантий граждан, работающих на таких предприятиях. 

Ведь уклоняясь от налогов, малый бизнес, как правило, платит работникам «черную» зарплату, а зачастую даже не оформляет их согласно Трудовому кодексу. В результате, многие работники в этой сфере лишаются возможности получить выплаты по больничному или декретного отпуска, компенсацию при сокращении, а в дальнейшем – достойную пенсию.

Жалобы малого бизнеса на тяжелую жизнь не должны отменять защиты интересов работающих в этой сфере наемных работников. К тому же, если посмотреть на международную практику, можно заметить, что льготы российскому малому бизнесу не меньше, а зачастую и больше, чем в других странах.

Тем не менее, подход к регулированию малого бизнеса в России всегда отличался аккуратностью.
Вот и сейчас муниципальные сборы задуманы вовсе не в дополнение к существующим налогам, а как альтернатива в случаях, когда проверить правильность их уплаты затруднительна. Вернее, вряд ли у налоговых служб были бы затруднения в случае поступления указания провести проверки – пусть даже сплошные. Но «малышей» в очередной раз решили «не кошмарить» суровыми проверяющими.  
Итак, что же предлагается на самом деле?

Во-первых, муниципальные сборы будут взиматься только с одного вида деятельности – с торговли. Что вполне оправдано: именно здесь наиболее высок поток наличности, а официальная прибыльность многих малых предприятий невероятно низка относительно их аналогов.

Во-вторых, ставка сбора будет привязана к стоимости патента на аналогичную деятельность. При этом для индивидуальных предпринимателей будет альтернатива: купить патент или платить сбор. Для остальных «малышей» будет проводится взаимозачет суммы сбора и уплаченного налога на прибыль. 

«Сумма, которая исчислена по общим правилам, сравнивается с суммой сбора и выбирается наибольшая. Если прибыль больше, то это означает, что налогоплательщик платит прибыль и сбор проходит мимо. А если прибыль оказалась маленькой, то в этом случае платится сбор. Это своего рода барьер, тот самый альтернативный минимальный налог», -- отметил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. То есть, сбор призван стимулировать уплату налога на прибыль: если платишь его честно, никаких сборов с тебя не возьмут. А если при больших оборотах прибыль у тебя нулевая – будь любезен, уплати сбор. 

При этом принятие норм нового закона ни в коем случае не аннулирует ранее озвученные решения правительства введения налоговых каникул для вновь образованного малого и среднего бизнеса.

Соответственно, никаких авансовых платежей, которыми пугала пресса, не предусмотрено. Да и суммы сборов, как отметил Шаталов, не ежеквартальные, а годовые. Согласитесь, даже максимальные 600 тысяч рублей в год – это не очень большая сумма даже для малого бизнеса. А уж если для кого-то из торговцев непосильным окажется уплатить 6 тысяч рублей в год, то встает вопрос – а можно ли называть это бизнесом? Кстати, и возможности увеличить в 10 раз ставки сборов у муниципалитетов не будет – только уменьшать, в том числе, до нуля.

В общем, можно резюмировать: для добросовестных налогоплательщиков новый закон ничего не меняет. Они как платили налоги, так и будут платить. Возможные шероховатости после консультаций с бизнес-сообществом были устранены. Пострадают те, кто сегодня от налогов уклоняется. Но вряд ли эти «пострадавшие» могут вызвать сочувствие общественности.

Собственно, этим и объясняется развязанная в ряде СМИ истерика с криками об удушении малого бизнеса и астрономическими суммами будущих сборов. Мы не можем ничего утверждать, но согласитесь: неуплаченные налоги вполне могут конвертироваться в создание «волны народного гнева». Благо, заказчикам такой кампании есть что терять: по подсчетам экспертов (кстати, международных) в «тени» могут находится до 40% доходов бизнеса! «По данным международных экспертов, на сегодняшний день на теневой сектор приходится порядка 20% всего оборота денежной массы. В России этот показатель эксперты оценивают до 40%», — заявлял недавно глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин. Причем, именно мелкорозничную торговлю многие называют наиболее непрозрачным сектором.

Возвращаясь к совещанию у премьер-министра, хочется еще раз процитировать Медведева. «Как и в любом цивилизованном государстве, необходимо просто найти разумный компромисс, рациональный баланс интересов между фискальными интересами, то есть интересами налогообложения, с одной стороны, и защитой бизнеса - с другой стороны», -- заявил он. Отметив, что, несмотря на непростую ситуацию в экономике, государство все же не пошло на увеличение налоговой нагрузки – в том числе, на введение налога с продаж. Однако продолжать не замечать, что некоторая, и довольно значительная, часть бизнеса не несет своей доли налоговых и социальных обязательств государство больше не может. Просто не в праве – ради тех граждан, которые, добросовестно платят налоги.