Статьи

Между молотом и наковальней: почему крупный бизнес США поддерживает новых левых

8.4k
Комментарии 0
Между молотом и наковальней: почему крупный бизнес США поддерживает новых левых
Сергей Харламов

12 августа в 40-тысячном городке Шарлотсвилль прошли митинги, закончившиеся столкновениями между неонацистами и антифашистами. Были жертвы и даже один погибший в результате наезда автомобиля на толпу. Сейчас вся Америка бурлит, пытаясь объяснить происходящее. Снова заговорили о расколе страны, который ярко продемонстрировала президентская кампания. И в такой непростой ситуации выбор приходится делать крупному бизнесу, имидж и прибыль которого зависит от поддержки той или иной группы. Ruposters разбирался, как компании пытаются лавировать между полярными мнениями американского социума, на чьей стороне их симпатии и почему.

Взять тот же Шарлотсвилль: пока еще ничего не предвещало беды, компания Airbnb, предоставляющая услуги по аренде частного жилья, удалила аккаунты людей, якобы связанных с предстоящими митингами националистов. Компания деактивировала аккаунты всех, кто, по ее мнению, снимал комнаты напротив места проведения митинга.

"Похоже, Airbnb деактивирует аккаунты всех, кто бронирует жилье в Шарлотсвилле, если они думают, что это связано с митингом. Это по-гейски!"

В самой компании не стали отрицать, что удалили аккаунты именно тех, кто собирался участвовать в митинге и публично об этом заявил. Поддержку митингу выразили пользователи ультраправого сайта The Daily Stormer (с которым после беспорядков перестал сотрудничать хостинг-провайдер), и именно их аккаунты были вскоре деактивированы.

"В 2016 году мы установили обязательства сообщества Airbnb, чтобы показать, что мы принимаем людей вне зависимости от их расы, религии, национальной и этнической принадлежности, инвалидности, пола, гендера, сексуальной ориентации или пола. Мы просили всех, кто пользуется сервисом, подписать его. После проверки мы выяснили, что некоторые придерживаются политики, которая прямо противоположна нашей, и приняли соответствующие меры. В данном случае закрыли им доступ к сервису", - заявили в Airbnb.

В защиту Airbnb некоторые пользователи высказали мнение, что сервис закрыл доступ к регистрации в домах рядом с митингами, чтобы на компанию не обрушился дополнительный негатив, связанный с самим фактом проведения митинга под окнами квартир, зарегистрированных в сервисе.

Момент наезда машины правого радикала на толпу митингующих

Компанию с 2014 года преследовали различные скандалы, связанные с дискриминацией. Многие белые пользователи отказывали в заселении афроамериканцам и представителям ЛГБТ "по уважительным причинам". Такое поведение в руководстве посчитали главной угрозой для бизнеса и выпустили тот самый манифест, но от скандалов это, кажется, не спасло.

Буквально в июле 2017 хозяйка квартиры в Калифорнии была оштрафована на 5000 долларов, написав туристке-азиатке Дин Су следующее:

"Я бы не сдала вам эту квартиру, будь вы последним человеком на Земле. Я не позволю иностранцам диктовать этой стране, что делать. Вот поэтому у нас — Трамп. Причину можно описать одним словом — вы "азиатка", - говорилось в письме Тэми Бейкер.

По итогам тщательного разбирательства с участием правительства Калифорнии женщина получила не только штраф, но и общественные работы в организации, занимающейся правами человека. Свои действия компания объяснила "верой в добрых людей". Впрочем, если ты хоть немного "не добрый", тебя обязательно научат.

"Забанить в гугле"

Выборы сильно осложнили ситуацию с правами человека в США, потому что многие раннее замалчивавшиеся проблемы всплыли на поверхность, обострилось чувство оскорбленности. И если раньше шутить на темы, связанные с ЛГБТ и другими меньшинствами, было незазорно, то теперь любая публичная личность несколько раз подумает, прежде чем высказывать свое мнение, потому что это может стоить ей карьеры. Однако оскорбленные меньшинства не смущает то, что критика в сторону тех же правых не получает такого же медийного противодействия. В конечном итоге компаниям приходится идти на поводу и принимать этот дисбаланс.

Видеоблогерши-афроамериканки, открыто выступившие в поддержку Трампа

Год назад Google и Facebook были обвинены в продвижении фейков, якобы повлиявших на исход голосования на выборах президента страны. Из-за широкого распространения информации о фейковых новостях компании пообещали приложить усилия по борьбе с ложью.

Под давлением демократов и либеральных медиа, ощутивших потерю монополии на освещение событий, Google и Facebook пообещали отключить распространителей фейков от рекламных инструментов и объявили о создании рабочей группы, призванной расследовать влияние лжи на ход избирательной кампании в США.

Результаты проверки оказались отрицательными, но компании продолжили борьбу с фейками. Однако под ударом оказались отнюдь не только ложные новости. Повсеместно страйки (предупреждения о нарушении правил сервиса) стали получать различные издания и блогеры, исповедующие правые идеи.

От партнерства отключили независимого журналиста Люка Рудковски, создавшего проект WeAreChange и посвятившего жизнь освещению митингов и столкновений с полицией. Его ролики были отключены от рекламы, демонетизировано более 600 видеозаписей. Сам Рудковски не считает это случайностью:

"После уже нескольких таких случаев можно с уверенностью сказать, что Youtube осознанно убирает всех критиков и антиавторитаристов со своей платформы".

Таким же образом от партнерской программы были отключены блогерши Diamond и Silk, чернокожие женщины, последовательно выступавшие за Трампа на протяжении всей предвыборной кампании. Журналист Марк Дайс, который разоблачал ложь на либеральных телеканалах вроде CNN, также был отключен от партнерки:

"Они не хотят, чтобы мы могли посвящать нашему делу все время, потому что это противоречит всему, за что стоит руководство Google и Youtube <...> Они разворошили осиное гнездо, заблокировав Diamond и Silk".

Несмотря на широкий резонанс в кругах консерваторов, Youtube проигнорировал подобные выступления, посчитав, что репутация в кругах либералов помогает бизнесу лучше, нежели поддержка "различных непопулярных мнений". Вскоре на самом Youtube изменились правила, которые позволили модераторам с высоким рейтингом блокировать практически любые видеозаписи по любому поводу, будь это шутки или просто нецензурная брань.

PewDiePie

Таким же образом пострадал самый популярный блогер на сервисе по имени PewDiePie (Феликс Кьелльберг). Видеоблогер с самым большим количеством подписчиков - более 56 миллионов - оказался в центре скандала, когда в январе 2017 года опубликовал видео, в котором он решил поиздеваться над пользователями сервиса Fiverr, где за небольшую сумму можно было попросить людей сделать легкую работу: решить уравнение, записать видео с поздравлениями и т.д.

Феликс предлагал плату пользователям сервиса и смотрел, на что они решатся ради пяти долларов. Он заплатил двум уроженцам Индии, которые играли африканских туземцев, чтобы они показали плакаты с надписью "Смерть всем евреям" и станцевали. Также он оплатил видео человека, похожего на Иисуса, чтобы тот сказал, что "Гитлер не сделал ничего плохого". Видеоблогер даже не мог представить, что и "Иисус", и индусы согласятся выполнить его пожелания за какие-то пять долларов.

"Смерть всем евреям"

Против видеоблогера и участников видеозаписи была развернута настоящая кампания, и дирижировало ей издание The Wall Street Journal. Им Феликс незадолго до этого объявил войну за распространение ложных новостей о себе и собственном доходе.

Итогом противостояния стала демонетизация множества видеозаписей блогера, отказ Youtube от спонсирования сериала с участием PewDiePie и отключение его от платного сегмента Youtube RED, блокирование аккаунтов Кьеллберга и всех причастных к инциденту на Fiverr. Блогер прокомментировал эту ситуацию в своей манере:

"Я думаю, есть разница между шуткой и реальной смертью всех евреев.

"Привет парни, с вами PewDiePie. Смерть всем евреям! Я хочу, чтобы вы повторили за мной: „Смерть всем евреям!”. И, вы знаете, Гитлер был прав, он действительно открыл мне глаза на превосходство белых. Надо что-то сделать с этим".

Вот как они сообщили об этом, как будто я говорил вот так".

Позже он попытался помочь индусам и "Иисусу" и даже восстановил им аккаунты, связавшись с сервисом, однако ситуацию внезапно усугубила компания Disney. С медийным гигантом у блогера был рекламный контракт: он бесплатно занимал помещение бывшего офиса компании в Лондоне, где и записывал ролики, попавшие в поле зрения WSJ.

Компания Disney была вынуждена отказаться от сотрудничества с Феликсом, в шутку сидевшим перед камерой в фашистской одежде в их офисе и в качестве перебивок в своих видео использовавшим образы Гитлера.

В итоге блогер получил приток подписчиков, но его доходы, по информации все того же WSJ, просели почти в два раза. Он перестал быть самым высокооплачиваемым блогером на сервисе.

Мультяшный скандал

Disney постоянно сталкивается с различным группами недовольных. Последний скандал связан с появлением персонажа-гея в фильме "Красавица и чудовище", в котором главную роль сыграла Эмма Уотсон (кстати, известный борец за права феминисток).

Главный медийный скандал, связанный с Disney, произошел в марте этого года. Тогда на американские телеэкраны вышла серия мультфильма для детей "Стар против сил зла": принцесса из другого измерения попала в провинциальную американскую школу и училась быть обычным ребенком.

Пока дети следили за развитием сюжета и сказочными персонажами, их родители обратили внимание, что в одной из серий на фоне главных персонажей создатели изобразили целующихся детей-геев и лесбиянок.

Кадр из мультика

Посты с возмущениями в Facebook собрали тысячи лайков, а о ситуации написали крупные американские СМИ.

«Disney показал мультфильм, в котором целуются однополые пары. В фильме "Красавица и чудовище" будет гей, призванный нормализировать их стиль жизни. Они пытаются вбить ценности ЛГБТ в сердца и разум наших детей — будьте бдительны! Disney может создавать свои мультфильмы, это свободная страна. Но у нас есть право не поддерживать эту компанию. Я надеюсь, что христиане скажут "нет" Disney", - заявил пастор Билли Грэм.

Христиане откликнулись на призыв, развернув масштабный виртуальный митинг против Disney. Компанию даже обвинили в сатанизме, а общественная организация "Миллион мам" начала сбор подписей за запрет мультика. И тем не менее Disney практически полностью проигнорировала ситуацию, ограничившись общим заявлением:

"Мы рассказываем истории, которые отражают принятие и терпимость и отдают дань различиям персонажей, каждый из которых по-своему уникален".

Молот и наковальня

Неудивительно, что сегодня стараются все меньше "включаться" в политику и споры. В памяти американских магнатов еще жив пример компании Ford, в 2005 году решившейся пойти "на поводу" у консервативной Американской семейной ассоциации (АСА), ополчившейся на Ford за рекламную кампанию среди ЛГБТ-сообщества.

Ford финансировал различные мероприятия ЛГБТ-направленности, популяризировал гей-браки и заказывал рекламу в изданиях и журналах с соответствующей аудиторией. Этим и возмутилась АСА. Ford не стал игнорировать скандал, но только раздул проблему: АСА в итоге поддержали более 780 тысяч человек, а продажи стали падать.

Когда Ford все же уступил под натиском ассоциации, сократив рекламные бюджеты на поддержку ЛГБТ, в дело вступило Движение за поддержку прав человека, выступившее с заявлением, что Ford своими действиями дискриминирует ЛГБТ-меньшинства. Компания оказалась в ловушке и потеряла еще больше покупателей.

Говард Шульц, генеральный директор Starbucks

Сегодня компании предпочитают сразу пожертвовать стороной, которая представляет для них меньшую опасность. И с медийной точки зрения сейчас меньше рисков со стороны консервативных групп. Компаниям проще уволить одного "токсичного" сотрудника, чем позже спасать репутацию ценой огромных усилий и затрат.

Таким образом поступила компания Starbucks, отказавшись от сотрудничества с одним из своих акционеров Томом Стробхаром - создателем организации Corporate Morality Action Center, известной своей борьбой с корпорациями и их негативным влиянием на традиционные ценности.

В начале 2013 года генеральный директор Sturbucks Говард Шульц вступил в публичную конфронтацию с Стробхаром, когда акционер заявил, что после начала поддержки однополых браков продажи компании оказались "немного разочаровывающими":

"Как я уже сказал, это не вопрос экономики для меня. Мы принимали это решение (о поддержке гей-браков), ориентируясь на наших людей. В этой компании работают более 200 тысяч человек, и мы хотим охватить все разнообразие", - парировал Шульц.

Он напомнил своему акционеру, что принес тому 38% прибыли с акций за 2012 год и "настоятельно" попросил его продать акции компании под аплодисменты других акционеров.

Скандалы настигают даже тех, кто проработал в бизнесе годы и десятки лет. Например, так поступили с сооснователем браузера Mozilla Firefox Брэнданом Айком. Он отдал компании 16 лет, начав в 1998 году. Но в 2014 году ему пришлось оставить свой пост главы компании из-за скандала с поддержкой запрета однополых браков в Калифорнии.

Брэндан Айк

Конфликт подогревало то, что Firefox терял свои позиции на рынке браузеров, и в компании по этому поводу царило уныние. Более того, один из известнейших в Америке сервисов знакомств Okcupid объявил о прекращении поддержки браузера, пока Mozilla (в лице Айка) выступает против равноправия с геями.

Айк оправдывался, убеждая СМИ в том, что его личные убеждения остаются дома, когда он приходит на работу, но общественность решила, что таких оправданий недостаточно. Айку пришлось уйти:

"Мы не достаточно быстро отреагировали на возникший скандал и на возникшее противостояние. Нам жаль, мы должны были отреагировать быстрее.

Брэндан Айк уходит с поста CEO. Он принял это решение во благо Mozilla и нашего сообщества.

Mozilla верит в равенство и в свободу слова. Равенство необходимо для содержательности слова. А свобода слова позволит вам бороться за равенство. Найти путь к соблюдению и того, и другого непросто. Но нужно", - объявили в открытом письме представители Mozilla.

В начале 2017 года по неназванным причинам Facebook покинул создатель шлема виртуальной реальности Oculus Rift Палмер Лаки. Учитывая то, с какой помпой Facebook купил его разработки и как расхваливал это направление развития технологий, увольнение выглядело по меньшей мере странным.

Facebook часто приходилось отвечать на нападки консерваторов в том, что их аналитики отдают предпочтение либеральным новостным изданиям и почти не имеют в своем составе людей с противоположными взглядами. На это Facebook всегда выставлял вперед члена совета директоров Питера Тиля - ярого сторонника Трампа в качестве примера.

Однако у журналистов есть некоторые догадки насчет увольнения Лаки и нежелания Facebook иметь нечто общее с правыми и консерваторами. В сентябре 2016 года Лаки, светоча VR-революции, обвинили в связях с ультраправой группировкой Nimble America, выступавшей в поддержку Трампа и очернявшей сторонников Клинтон. Лаки якобы эту группировку финансировал.

Палмер Лаки

Позже Лаки признал, что пожертвовал Nimble America 10 тысяч долларов. Он выразил сожаление и заявил, что его взгляды никак не отражаются на деятельности внутри компании. Однако на конференции Oculus Connect, посвященной VR и организованной Facebook, Лаки отсутствовал.

Он вскоре появился на публике, но только чтобы проиграть в суде о правах на часть VR-технологии, которую один из его сотрудников принес из компании Zenimax и задействовал в Oculus. Facebook не удалось отстоять честь Палмера, судя по всему, он был признан проблемным с имиджевой точки зрения и вскоре уволен. Он остался должен Zenimax 50 миллионов долларов за нарушение авторских прав.

Кажется, что бизнес ангажирован, но на самом деле абсолютному большинству компаний, в особенности после выборов, обнаживших множество проблем в американском обществе, неважно, кого поддерживать.

Они просто стараются идти по пути наименьшего сопротивления их капиталистическим аппетитам. В этом смысле меньшую угрозу сейчас представляют правые организации, консерваторы. Без поддержки либеральных изданий с огромной аудиторией правые не могут повлиять на придерживающийся левых позиций бизнес.

В этом смысле противостояние Трампа и "фейк ньюс", то есть основных либеральных медиа, кажется гораздо более серьезным для всей американской бизнес-парадигмы в ближайшие четыре года.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса" https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

Поделиться / Share