В 2024 году объём инвестиций в цифровизацию в нефтегазовом секторе России составил около 60 млрд рублей. Как сообщает телеграм-канал "МашТех", ссылаясь на исследование "Рексофт", при сопоставимых по масштабам проектах срок окупаемости инвестиций у отечественных компаний примерно в 1,2 раза дольше, чем у зарубежных.
Проблемы с окупаемостью возникают из-за удалённости месторождений и необходимости инвестировать в собственные разработки продуктов. Помимо этого, процессы тормозят два фактора: изначально низкая степень цифровизации отрасли и большая степень унификации объектов геологоразведки, разработки и добычи.
"Средний срок окупаемости инвестиций в проекты с использованием промышленных роботов составляет от 1 года до 3 лет, а иногда и больше. А развитие промышленного интернета вещей сдерживается зависимостью от иностранных компонентов, в том числе датчиков, что создает трудности с получением данных для калибровки цифровых двойников", – поясняет "МашТех".
Главным фактором развития 3D-печати стало ограничение на доступ к запчастям иностранных производителей – аддитивные технологии применяются для создания различных деталей. Вот только срок эксплуатации напечатанных изделий, как правило, в несколько раз меньше, чем оригинальных, при этом иногда их надо сертифицировать. Срок окупаемости 3D-принтеров в нефтегазовом секторе не достигает и одного года.
Самую высокую оценку целесообразности инвестиций в исследовании получили беспилотные системы, в том числе воздушные и подводные дроны, и искусственный интеллект, но на практике ситуация с масштабированием ИИ-технологий сильно отличается – для большинства компаний отрасли в приоритете базовая автоматизация: замена ПАК (программно-аппаратных комплексов) и ПО (программного обеспечения) на значимых объектах КИИ (критической информационной инфраструктуры).
Ранее, как сообщал Ruposters, на "Иннопроме" назвали замещение ПО важной, но второстепенной задачей.