Бельгийский депозитарий Euroclear, отвечающий за большую часть замороженных активов России, приостановил все процессы обслуживания активов с участием Национального расчетного депозитария (НРД) после его попадания под блокирующие американские санкции. Об этом говорится в письме Euroclear клиентам, с ним ознакомился РБК.
Агентство отмечает, что депозитарии работают только с корпоративными клиентами.
"В настоящее время мы анализируем влияние [санкций в отношении НРД] на Euroclear Bank. До дальнейшего уведомления процессы обслуживания активов с участием НРД прямо или косвенно приостановлены", - говорится в документе.
Эксперты пояснили, что общая приостановка обслуживания активов НРД бельгийским депозитарием ведет к заморозке исполнения лицензий на разблокировку активов, полученных российскими инвесторами.
"Мы также анализируем влияние новых санкций на внутренние бесплатежные расчеты по локальным ценным бумагам России", - уточнили в Euroclear. Речь идет о бумагах, которые были выпущены российскими эмитентами и тоже оказались заморожены в европейском депозитарии.
"Euroclear фактически приостановил взаимодействие с российской стороной по вопросу разблокировки активов россиян", - пояснила CEO европейского брокера Mind Money Юлия Хандошко.
Она уточнила, что приостановка коснулась в том числе тех российских инвесторов, которые уже получили лицензию казначейства Бельгии. Проблема в том, что на одном из этапов цепочки хранения активы, подлежащие разблокировке, учитываются в НРД, и Euroclear не может осуществить перевод без пояснений о влиянии на него американских санкций или без лицензии на это от минфина США. Примечательно, что бельгийский депозитарий приостановил работу с НРД несмотря на то, что минфин США разрешил операции с российским депозитарием до 13 августа.
12 июня минфин США объявил о новом раунде антироссийских санкций, которые затронули работу Московской биржи, в том числе входящего в ее группу Национального расчетного депозитария, и крупнейших российских компаний, таких как Сбербанк, ВТБ, "Газпром" и НОВАТЭК. Кроме того, ведомство расширило порядок применения вторичных санкций. Теперь под него подпадают практически все организации, которые оказались под санкциями после начала СВО.