Статьи

Чего хотят женщины: за что сегодня борются феминистки в России

14k
Комментарии 0
Чего хотят женщины: за что сегодня борются феминистки в России
Сергей Харламов

Феминистки или те, кто так себя называет, заявляют о себе все громче. Их акции становятся скандальными, митинги вызывающими, шествия часто заканчиваются драками. 11 марта прошел фестиваль Fem Fest. Но там все обсуждали не столько идеи феминизма, сколько присутствие на фестивале спикеров-мужчин. Оказалось, что в стане активисток нет единого понимания, за что или с кем сегодня должны бороться представители движения. Ruposters выяснял, чего хотят феминистки в России.

Истоки

Движение феминизма оформилось в середине XIX века в США, Англии, Германии и Франции. В первую очередь активистки требовали равной оплаты труда. Промышленная революция нуждалась во множестве рук, но женщины, работавшие столько же, сколько мужчины, получали меньше. Это привело к росту абортов и детской смертности.

Шествие суфражисток в Лондоне, 1908 год

Кроме того, феминистки требовали права на собственность в браке, возможность получать высшее образование и голосовать. К 1920 году в западных странах цели "первой волны" были достигнуты.

В дальнейшем женщины расширили свой список. Они захотели получить еще право на развод, ввести уголовное преследование за домашнее насилие и многое другое.

Развитие феминизма принято связывать с "революцией мысли" конца 60-х годов, разочарованием молодого поколения в достижениях отцов и последовавшей за этим сексуальной революцией. Многие постулаты "второй волны" до сих пор остаются актуальными темами предвыборных дебатов.

Демонстрация в мае 1968 года, Париж

Например, в Америке вопрос абортов остается открытым. С 1984 года демократы и республиканцы поочередно то вводят, то отменяют государственное финансирование международных НКО, которые делают аборты. В январе Дональд Трамп в очередной раз отменил это постановление, введенное Обамой.

С начала нового века феминистки поставили перед собой новые цели. Они высмеивают гендерные роли, обязанность быть сексуальной, отстаивают право быть естественной. Такая идеология дает жизнь новым движениям, таким как "бодипозитив", активисты которого пытаются бороться со стереотипами о красоте женского тела.

Эта реклама вызвала скандал в Британии и США и в конце концов была запрещена из-за жалоб "бодипозитивных"

Снова особый путь

В России дела с правами женщин обстояли иначе. В XIX веке не было "на повестке дня" вопроса об имущественных правах женщин, они и так обладали ими задолго до того, как вопрос подняли на Западе. А доступность к высшему образованию определялась положением человека в обществе, а не гендерным признаком. Избирательные права "россиянки" получили одними из первых, в 1917 году, вместе с упрощенной процедурой развода и правом на аборт.

На заре Советского Союза общество практически не выделяло женщин, что хорошо показывает искусство того времени. Соцреализм не делал акцентов ни на женской сексуальности, ни на стереотипных гендерных ролях. Именно в Советском Союзе появились ясли и детские сады, позволявшие максимально интегрировать женщину в "коммунистическое строительство".

Мужчины и женщины в одинаковой одежде, нет акцента на сексуальности, женщины присутствуют и на трибуне. Александр Самохвалов, "Киров принимает парад физкультурников", 1935 год

После Второй мировой войны, в 60-80-е годы, когда в мире шла "вторая волна" феминизма, в Советском Союзе происходил откат. Государство возвращалось к традиционалистской гендерной идеологии. Женское движение контролировалось партией, все акции на 1 Мая и 8 Марта были согласованы.

Современность

По данным Международного экономического форума, Россия сейчас находится на 75 месте "Глобального индекса гендерного разрыва". Всего в нем 144 страны, то есть мы находимся практически в самой середине, между Венесуэлой и Румынией. С 2006 года страна опустилась на целых 26 позиций.

Основные показатели России и диаграмма, сравнивающая их со средними цифрами по миру

В России прекрасно обстоят дела с равенством полов в вопросах образования и здоровья, но гендерное равенство в политических вопросах серьезно отличается от среднего по миру – женщины практически не представлены во власти.

Согласно результатам опроса Левада-центра, проведенного в 2016 году, в обществе "наблюдается конфликт в культуре в целом", отсутствует консенсус в вопросе необходимости равенства как среди мужчин, так и среди женщин. 25% девушек полагают, что равенство не так важно, 44% хотели бы видеть на посту президента женщину. При этом абсолютное большинство считают проблему неравенства реальной.

За что боролись

За что же борется тогда феминизм? Где находит поддержку в России? Сегодня на первом плане - насилие и эксплуатация.

До сих пор в России женщины подвергаются унизительным процедурам. Традиции, которые, как казалось, остались только в отсталых африканских обществах, сохраняются в некоторых регионах и у нас. Это опасные операции на женских половых органах, и кражи из семей, и "убийства чести" за супружескую измену или добрачный секс. Все это вызывает ярость феминисток.

Они спорят с властью из-за абортов, называют позицию официальных лиц "репродуктивным насилием". "Женщина обязана давать жизнь", считает пролайф-движение, с чем полностью согласно правительство Москвы, продвигающее проект "ТвояКонсультация.рф". Как считают феминистки движения pro-choice ("провыбор"), такие центры консультации созданы, чтобы запугивать беременных женщин тяжелыми последствиями аборта, которые, как они считают, не подтверждены медицинской практикой.

Активисты оренбургского отделения пролайф-движения "За жизнь"

С этой проблемой тесно связана тема использования контрацепции, в том числе медикаментозной. У женщины есть полное право распоряжаться собственным телом, в частности, репродуктивными органами. По мнению феминисток, государство бездоказательно уверено, что репродуктивная функция женщин принадлежит нации, а не личности.

Феминистки борются и с неприемлемой, по их убеждению, позицией общественности по проблеме изнасилований. Не существует какой-то правильной, безопасной одежды, чтобы преступник не захотел проходящую мимо женщину. Феминизм вообще не находит оправдания насилию, а аргумент "сама виновата" не имеет права рассматриваться.

Феминистки не делают различий между насилием над незнакомыми и насилием над близкими. Для идеологов и сторонников это все в равной степени осуждаемое социальное действие.

"В нашем обществе до сих пор нет такого понятия, как изнасилование в браке. Хотя очевидно, что, если люди решили вместе прожить жизнь, это абсолютно не дает прав одному человеку делать с другим все что вздумается", - Анна Ривина, основатель проекта "Насилию.нет".

Именно в этой области феминистки могут похвастаться реальными делами. С 1994 года в России существует центр помощи пережившим насилие "Сестры". Любой человек, прошедший через психологическое, физическое или сексуальное насилие, может позвонить по телефону доверия и рассказать о своей проблеме, прийти на психологический тренинг и обратиться за тайной медицинской помощью.

Памятки Центра на фестивале Fem Fest

Центр "Сестры" действует чуть ли не подпольно: у НКО нет фактического адреса, чтобы узнавшие о том, что член их семьи обращался к ним за помощью, не могли найти ни их, ни обратившегося, если вдруг он попросит убежища.

Феминизм выступает против сексуальной эксплуатации, встречающейся в мире в совершенно разных формах – от фактической торговли рабами до проституции. На последнюю проблему у самих феминисток нет единого взгляда.

"К моему сожалению, [в феминизме] очень распространена риторика о том, что продажа своего тела — это право женщины и ее возможность выражать свою сексуальность <…> Если один человек хочет не секса, а заработать денег на лечение маме или на отдых себе, то это не секс и не "секс-работа", - Анастасия Каримова, основательница сообщества "Не Марс и не Венера".

Виноваты мужчины

В России более 600 организаций, отстаивающих права женщин в различных городах. И это очень разные, зачастую конфликтующие друг с другом структуры. Они обвиняют друг друга либо в чрезмерной агрессии, либо в недостаточной активности в отстаивании прав.

Объединить либеральных, постмодернистских, антирасистских и многих других феминисток должен был фестиваль Fem Fest, прошедший 11 марта. Мероприятие, собравшее несколько сотен человек, должно было стать открытой площадкой для совершенно разных спикеров. Приглашали как известных, состоявшихся идеологов, так и представителей радикальных, местечковых движений.

Слушатели лекций в одной из аудиторий

Однако еще на стадии рассылки приглашений выяснилось, что некоторым спикерам, которым было разрешено прочитать лекцию, запретили декламировать особенно агрессивные ее части. Например, поэтесса Оксана Васякина намеревалась прочитать стихотворение собственного сочинения:

Так кончится жизнь твоего грязного члена

Все остальное что от тебя останется

Оставлю лежать на земле под ветром

Без погребения

И придут женщины

Чтобы мочиться на твое тело

Чтобы

плюнуть на грудь твою

Чтобы пожалеть себя

И над тобой надругаться

Доцент гуманитарного факультета ВШЭ Кирилл Мартынов, основной спикер на фестивале, незадолго до "Фемфеста" опубликовал строки у себя на страничке в фейсбуке, за что был обвинен в издевательском отношении ко всему движению. Такая постановка вопроса никак не соотносилась с тем, что Мартынов говорил со сцены:

"Мальчикам можно сказать: "Не веди себя как девчонка!" — и мальчику должно стать обидно. С другой стороны, женщине можно сказать: "Ну ты мужик!" — и еще какие-то характеристики по поводу стальных атрибутов этого мужика. Это, в свою очередь, похвала. Или можно стукнуть кулаком по столу и сказать: "Где мой борщ?" Или сказать: "Это не женское дело". Или: "Это не женская профессия", или: "Молчи, женщина!" Когда я понял, что есть основная группа людей, половина из нас, которой российское общество по непонятным причинам все время что-то хочет запретить, я заинтересовался феминизмом".

Fem Fest

На фестивале было несколько спикеров-мужчин. Один из них, Кирилл Медведев, поэт и издатель, прямо заявил, что мужчины на подобных фестивалях должны выступать "как минимум не на главных ролях и не рассказывать женщинам об истории феминизма". Как ни парадоксально, почти сразу после него на сцене выступил кандидат философских наук Сергей Витяев с лекцией об "истории женского движения и феминизма".

"Вы, наверное, думаете, что вот очередной белый… мужчина пришел вас учить с такой доминирующей позиции тому, что такое феминизм <…> Наше общество похоже на неуравновешенные весы, где женщины находятся внизу, а мужчины наверху. И для того чтобы достичь хотя бы равенства, мы должны мужчин приопустить, а женщин возвысить", - оправдывал свое выступление Витяев.

Сергей Витяев

Как выяснилось, на фестиваль не попали ни представители Женской исторической ночи, ни администратор популярного тематического паблика ВКонтакте "Body Positive" Екатерина Хорькова, а одна из самых медийных групп "Школа феминизма" бойкотировала мероприятие именно из-за присутствия на нем лекторов-мужчин, назвав фестиваль "первым Мачо-Феминистским Московским Фестивалем".

Основная претензия – непозволительная попытка примирения сторон. По мнению Любавы Малышевой, Fem Fest организовывался никому не известными людьми, а ставить знак равенства "F=M" недопустимо.

На Fem Fest нашлось место и акции протеста. Кириллу Мартынову не дали выступить с комментарием на тему враждебного отношения российского общества к феминизму, одна из слушательниц начала скандировать из зала "Хватит затыкать женщин!" и лопать шарики.

Особо активной слушательницей оказалась радикальная феминистка Татьяна Болотина, пришедшая раздавать листовки с призывом создавать женскую коммуну. Татьяна Болотина известна как создательница паблика и одноименного движения Femband, отличающегося строгой мизандрией (ненавистью к мужчинам).

Татьяна Болотина

Сама же Татьяна называет себя лесбиянкой, чайлдфри, мужененавистницей, "маргинальной по многим параметрам". При этом она активно хвастается своей свободой, заявляет, что ни при каких обстоятельствах не устроится на работу, предпочитая рыться в помойке в поисках еды.

Драки, митинги, протесты

Образы классических феминисток неизбежно ассоциируются с агрессивными акциями обнаженных представительниц движения Femen и подобных им. Но они не имеют отношения к классическому феминизму, не отражают его цели и идеи. За последние несколько лет феминистки провели несколько довольно запоминающихся акций, и большинство из них проходило 8 Марта.

В 2009 году в Москве активистки совместно с анархистами и либертарианцами провели шествие. Около 50 человек били в барабаны и несли различные плакаты на Арбате. В середине шествия двое мужчин разделись до плавок и развернули огромный баннер с надписью "90-60-90 – тебе это надо?" и скандировали: "Долой эксплуатацию человеческих тел!"

В 2013 году в Москве на Крымской набережной прошел митинг с целью обелить ставшее ругательным, по мнению участников акции, слово "феминизм". Феминистки попытались присоединиться к санкционированному митингу партии "Яблоко" в защиту прав женщин. Однако обстановка накалилась, полиция задержала 16 человек, скандировавших "Позор" и вступивших в прямое столкновение с оказавшимися там некими "православными проповедниками". Завязалась драка, люди не унимались даже в автозаках:

"Автозак с 16 задержанными отъехал только что от Новопушскинского сквера. Находящиеся в нем жалуются на травмы и избиения, продолжающиеся в автозаке", - журналисты с места событий

В 2015 году в Москве и Санкт-Петербурге прошли митинги, собравшие от 80 до 100 человек. В Москве в Парке Горького задержали одну из активисток, которая пришла с флагом ЛГБТ.

Сторонники движения "За запрет аборотов"

Рядом с митингом на пикет вышли двое сторонников движения "За запрет абортов". В Санкт-Петербурге после состоявшихся акций на мосту вывесили восьмиметровый баннер против гендерного неравенства.

Баннер с лозунгом за гендерное равенство

В мае 2015 года в Петербурге прошла акция "Раздача мужей". Ее организаторы выражали протест против свадьбы 17-летней чеченской девушки Луизы Гойлабиевой и начальника ОМВД России по Ножай-Юртовскому району Нажуда Гучигова 1967 года рождения.

Куратор акции Надежда Крымская нарядила троих мужчин-активистов в хиджабы, в которых они варили кисель, крутили обруч и взвешивались.

"После этой истории [со свадьбой] становится понятно, что ни одна женщина не может чувствовать себя равной и защищенной в нашей стране", - Надежда Крымская.

Российские феминистки отличились не только в России. В Европе известна их акция под названием "Свободный выбор", прошедшая в Гамбурге в декабре 2015 года, в местном "квартале красных фонарей".

Участники акции устроили перфоманс: женщина тащила ребенка по улицам города, отгоняя его от витрин различных дорогих заведений, после чего "мать" и "дочь" написали плакат с надписью: "Я бедная мать из страны третьего мира, проституция – мой свободный выбор".

В мае 2016 года петербургские активистки провели акцию против запрета абортов. Феминистки переоделись в медицинские халаты, предлагая проходившим мимо мужчинам сделать вазэктомию. Согласившихся они провожали в импровизированную "будку вазэктомии", где рассказывали мужчинам о преимуществах операции. "Вазэктомия стопроцентно поможет избежать нежелательной беременности", - заявляли активистки.

"Пациент" на "приеме"

Неделей позже в том же Санкт-Петербурге прошел другой перфоманс, ставший реакцией на резонансный рейд Вячеслава Дацика, который выгнал обнаженных проституток из борделя на Васильевском острове.

Участники акции провели мини-шествие, обклеив тела объявлениями с предложениями интима. Они прошли по центральным улицам, связанные одной веревкой. После шествия девушки выстроились в ряд и попытались защититься от летящих в них предметов табличками с надписями "Не рабыня", "Не товар", "Не вещь".

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса" https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

Поделиться / Share